image1

Встречи с прекрасным

10 ФАКТОВ О ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИНАХ, КОТОРЫЕ ЗАИНТЕРЕСУЮТ ДАЖЕ ТЕХ, КТО ДАЛЕК ОТ ИСКУССТВА

Живопись — это вовсе не скучно, как может показаться многим. Отменная техника написания, новаторство художника и неизгладимое впечатление, которое передает картина, — все это восхищает вдумчивого зрителя. А еще за многими картинами стоят любопытные истории создания, в них есть малозаметные детали и даже встречаются посторонние предметы. Чего стоит только обнаруженный на картине Ван Гога кузнечик родом из XIX века.

AdMe.ru выявил необычные факты о знаменитых картинах, чтобы рассказать о них вам.

Кузнечик, который видел Ван Гога

В 2017 году исследователи из Музея искусств Нельсона — Аткинса в США обнаружили на картине Винсента Ван Гога «Оливковые деревья» засохшего кузнечика. Картина была написана в 1889 году, это значит, что кузнечик пробыл там более 120 лет и видел самого легендарного живописца.

Скорее всего, насекомое застряло в краске, уже, будучи мертвым. Его останки были покрыты зеленым и коричневым цветом.

Кот, который спас ребенка

В 1421 году Нидерланды постигло страшное наводнение. Затопленными оказались 72 деревни, 100 тыс. человек утонули.

Это событие спустя 4 века легло в основу картины Лоуренса Альма-Тадемы «Наводнение в Бисбосе в 1421 году». Художник изобразил сюжет местной легенды. Согласно ей, после катастрофы выжившие жители обнаружили на небольшом клочке суши кроватку. Ее прибило к берегу. В ней, словно сумасшедший, с края на край скакал кот. Жители решили спасти обезумевшее животное. Но, каково же было их изумление, когда в постельке они увидели спокойно спящего младенца. Прыгающий туда-сюда кот поддерживал равновесие кровати, чтобы вода не смогла добраться до него.

Айвазовский без моря

Когда мы говорим «Айвазовский», то представляем море. Когда видим на картине волны, парусник или прибой, восклицаем: «Чистый Айвазовский!» Но, на самом деле художник талантливо писал не только морские пейзажи. Он создавал автопортреты, в том числе и в графическом стиле, петербургские пейзажи, работы на библейские темы.

Когда его морские картины гремели по всему миру, Айвазовский много путешествовал. Особенно его воображение поразил Константинополь, и художник написал несколько видов этого города, например «Кофейню у мечети Ортакей».

В другое время Айвазовского пленили украинские пейзажи, простор и природа. Тогда он создал довольно известную картину «Ветряные мельницы в украинской степи...», а также несколько других жанровых украинских сценок.

Кроме того, в его творческом списке отдельное место занимают восточные пейзажи, а также армянские сюжеты.

Добро и зло (Неравный брак)

Если разделить картину Василия Пукирева «Неравный брак» по диагонали на две части (от верхнего правого угла к нижнему левому), то в правой половине окажутся невеста и 2 ее друга. А слева расположены приглашенные со стороны жениха: художник нарочно изобразил их лица неприятными. Таким образом, полотно делится на 2 смысловые части, которые олицетворяют добро и зло.

Одна картина, 2 художника

Автором картины «Утро в сосновом лесу» часто указывается Иван Шишкин. Но, на самом деле, Шишкин на этой картине нарисовал только лес. А симпатичные медведи, знакомые каждому сладкоежке по обертке конфет, принадлежат перу Константина Савицкого. Художник выполнил их по эскизам Шишкина. Однако коллекционер Павел Третьяков стер его имя, ведь, по его мнению, в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственным именно Шишкину».

Предательское отражение

На картине Александра Иванова «Явление Христа народу» в углу слева можно увидеть старика в светло-серой набедренной повязке. Вот только в отражении в воде видно, будто повязка красная. Возможно, в эскизах художника изначально все же этот предмет одежды был алым, а живописец в финальном варианте просто забыл изменить цвет.

Клоны любимой женщины

На эпичном полотне «Последний день Помпеи» среди толпы Карл Брюллов изобразил свою возлюбленную — графиню Юлию Самойлову. И не единожды: по мнению искусствоведов, ее образ воплощается в различных девушках на картине минимум 4 раза.

Шалость Джотто

Джотто расписал базилику Святого Франциска в XIII веке, а в 2011 году реставраторы разглядели дьявола в облаках на одной из фресок: для этого пришлось приблизиться вплотную к сцене, которая изображает смерть святого Франциска. Если смотреть на фреску, стоя на полу, в ней нет ничего вопиющего. Но стоило лишь вооружиться стремянкой, как справа в облаках был обнаружен профиль с хитроватой усмешкой, носом крючком и даже рогами.

Возможно, живописец хотел таким образом подшутить над своим недругом, придав дьяволу его черты.

Смена пола персонажа

«Портрет неизвестного в треуголке» (1770-е) — самая загадочная работа Федора Рокотова. Существует 2 версии касательно того, кто на ней изображен. По одной из них, с картины на нас смотрит граф А.Г. Бобринский, сын Екатерины II и ее фаворита Г. Орлова.

Вторая версия более интересная и основана на данных рентгенологического исследования. Оно показало, что картина написана поверх изображения молодой дамы, лицо которой полностью сохранено в позднем варианте — оно без изменений вошло в портрет «неизвестного». А вот поза и костюм были переделаны художником. Скорее всего, на портрете изображена Олимпиада Балбекова, первая жена поэта и издателя Николая Струйского. После ее смерти Струйский попросил автора переделать портрет, чтобы не смущать новую жену.

Ошибка Репина

В картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Илья Репин совершил заметную ошибку с точки зрения истории искусств.

Проблема заключается в интерьере дворца в Александровской слободе. Художнику пришлось изображать облик комнаты самому, опираясь на свои знания. Ведь от царских палат времен Ивана Грозного сохранилось немногое.

На стене позади героев висит картина. Разглядеть ее довольно трудно, но видно, что это портрет человека в полный рост. В руках — скипетр и держава, на голове — шапка Мономаха. Но, дело в том, что Репин изображает событие, которое произошло в 1581 году, а царские портреты такого типа появились на Руси только в XVII веке. И даже в конце XVII века почетный большой формат, когда царей пишут во весь рост, появляется в основном лишь на иконах.

30 марта 2021 г. – 245 лет со дня рождения Василия Андреевича Тропинина

(1776-1857), художника-портретиста

Родился 30 марта 1776 г. в селе Карпове Новгородской губернии. Крепостной графа Б. К. Миниха, затем графа А. Моркова. Выдающиеся способности Тропинина, проявленные ещё в детстве, побудили Моркова определить юношу в Академию художеств в Петербурге (1798 г.), где его учителем был известный портретист С. С. Щукин. В 1804 г. Тропинин представил на конкурс свою первую картину «Мальчик с умершей птичкой». Художнику не удалось окончить курс обучения — по прихоти помещика он был отозван из Петербурга. До 1821 г. жил на Украине. Получив свободу только в 47 лет (1823 г.), переехал в Москву, где трудился до конца жизни. Тропинин прекрасно усвоил наследие русских портретистов XVIII в., но при этом сумел выработать неповторимую живописную манеру. С большой теплотой и любовью он раскрывает внутренний мир изображаемых им людей. Среди лучших работ — портреты жены (1809 г.),

 И. И. и Н. И. Морковых (1813 г.), сына (1818 г.), императора Николая I (1825 г.),

Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина (1827 г.), Я. В. Гоголя, композитора П. П. Булахова (1827 г.), В. А. Зубовой (1834 г.), К. П. Брюллова (1836 г.), автопортрет (1846 г.). Их отличает нежный колорит, чёткость объёмов. В картинах «Кружевница» (1823г.), 

«Золотошвейка», «Гитарист», этюде «Старик-нищий» Тропинин создал выразительные, привлекающие душевной красотой образы людей из народа. Живописец несколько раз добивался звания члена Академии художеств, но получил его лишь в 1824 г. за портрет медальера Лебрехта, отличающийся гармоничностью и законченностью исполнения. 

Всего Тропинин оставил более 3 тыс. работ, оказав значительное влияние на портретную живопись московской школы. Умер 15 мая 1857 г. в Москве.

 

30 марта 2021 г. – 275 лет со дня рождения Франсиско Гойи (1746-1828), 

испанского художника и гравера

Родился 30 марта 1746 г. в селении Фуэн-детодос близ Сарагосы в семье мастера-позолотчика. Учился в Сарагосе у X. Лусан-и-Мартинеса, потом (1769 г.) отправился в Италию. В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на античную тему, вернулся в Сарагосу, где писал фрески. Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде.

В 1776—1780 и 1786—1791 гг. художник выполнил свыше 60 панно для королевской шпалерной мануфактуры — они служили образцами (картонами) для ковров. На панно он изображал яркие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 г.; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», оба 1778 г.; «Игра в пело-ту», 1779 г.; «Молодой бык», 1780 г. «Раненый каменщик», 1786 г.; «Игра в жмурки», 1791 г.).

С начала 80-х гг. XVIII в. Гойя получил известность как портретист. Первые его работы в этом жанре отличались парадностью (портрет графа Флоридабланка, 1782—1783 гг.). Однако со временем всё больше начинают ощущаться интимность и лёгкая ирония по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787 г.; портрет маркизы Анны Понтехос, около 1787 г.). В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1786 г. назначен придворным живописцем. В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М. X. Кинтаной. Осенью 1792 г. Гойя тяжело заболел и оглох, однако не оставил работу.

Конец 90-х гг. XVIII в. — начало 10-х гг. XIX в. — пора расцвета портретного творчества художника. В его работах звучит целая гамма переживаний: от одиночества и незащищённости человека (портреты сеньоры Бермудес, Ф. Байеу, оба 1796 г.; портрет Ф. Савасы Гарспы, около 1805 г.) до стойкого сопротивления невзгодам («Ла Тирана», 1799 г.; портреты доктора Пераля, 1796 г., Ф. Гий-марде, 1798 г., Исабель Ковос де Порсель, около 1806 г.).

Картина «Семья короля Карла IV» (1800 г.) прекрасно передаёт глубокую неприязнь Гойи к испанским монархам. Он даже не пытается приукрасить чопорные, властолюбивые и в целом невыразительные лица моделей. Совсем иначе художник передаёт таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе 1802 г.). Одним из самых ярких произведений Гойи по праву считается первая большая серия сатирических офортов «Капричос» (исп. «фантазия», «игра», «воображение»; 80 листов с комментариями художника, 1797—1798 гг.). В годы оккупации Испании войсками Наполеона I Гойя пишет глубоко патриотические картины, проникнутые любовью к родному народу («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», обе около 1814 г.; серию офортов «Бедствия войны», 82 листа, 1810—1820 гг.). Работу над офортами он заканчивал уже в обстановке реставрации в Испании монархии Фердинанда VII и жестокой реакции.

Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. Здесь, вдали от родины, он писал портреты своих друзей-эмигрантов, осваивал новую технику литографии (серия «Бордосские быки», 1826 г.); создал полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827—1828 гг.). Умер в Бордо 16 апреля 1828 г.

 

 

25 марта 2021 г. – 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря

(1871-1960), художника, искусствоведа, реставратора

 

 Художник, историк искусства и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь родился 25 (13) марта 1871 г. в Будапеште (Венгрия) в семье Эммануила Ивановича и Ольги Адольфовны Грабарь. Его мать и дед по матери Адольф Иванович Добрянский принадлежали к европейскому славянофильскому движению, отец был видным общественным деятелем, депутатом Будапештского парламента.

Отец Игоря Грабаря переселился в Россию в 1876г. под фамилией Храбров (этой фамилией художник подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е гг.).

В 1890г. Игорь Грабарь с матерью переехали в Россию - в Егорьевск Рязанской области, где в местной гимназии преподавал его отец.

В 1882г. Грабарь поступил в московский лицей цесаревича Николая. Во время обучения в лицее он познакомился с несколькими художниками, в том числе с Василием Поленовым. В это же время он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств.

В 1889г. Игорь Грабарь окончил лицей с золотой медалью и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Параллельно он начал слушать лекции на историко-филологическом факультете. В годы учебы в университете он подрабатывал написанием юмористических рассказов, сотрудничал с журналом "Нива" (делал иллюстрации, писал биографии художников, обзоры выставок и проч.).

На первом курсе написал свой первый значительный этюд ("Крыша со снегом").

С 1892 г. он начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, у которого учились Василий Поленов, Илья Репин, Михаил Врубель и Валентин Серов.

В 1893 г. окончил университет, в 1894 г. поступил в Академию художеств, с 1895 г. начал заниматься в мастерской Ильи Репина.

В 1896 г. Игорь Грабарь уехал в Европу. В Мюнхене он поступил в студию Антона Ашбе. В 1898 г. они создали совместную школу. В этом же году начал выходить журнал "Мир искусства", издательством которого занимался Сергей Дягилев, и Грабарь прекратил свое сотрудничество с "Нивой" и перешел туда.

К мюнхенскому периоду творчества относятся такие работы художника, как "Дама с собакой" (1899) и "Дама у пианино" (1899).

В 1901 г. Игорь Грабарь вернулся в Россию. Он поселился в Санкт-Петербурге, продолжил свое сотрудничество с "Миром искусства" и занялся живописью. В 1902 г. он выставил несколько своих работ в "Пассаже" на Невском проспекте, однако критики отнеслись к ним неодобрительно.

В 1903 г. переехал в Москву. С этого времени неоднократно принимал участие в художественных выставках в России и за рубежом, где его работы имели успех.

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным. Он по нескольку раз в год приезжал в усадьбу Мещериных Дугино, где написал несколько ставших впоследствии известными работ: "Февральская лазурь" (1904), "Иней" (1905), "Неприбранный стол" (1907), "Дельфиниумы" (1908) и многие другие.

В 1907-1908 гг. Игорь Грабарь собирал архивные материалы и писал статьи о художниках, архитектуре и скульптуре для журнала "Старые годы", почти не занимаясь живописью. В это же время он начал сотрудничать с издателем Иосифом Кнебелем, занявшись подготовкой многотомной "Истории русского искусства" (издавалась с 1910 по 1916 гг.), в которой он был автором нескольких ключевых разделов.

В рамках этого сотрудничества также была издана серия монографий о крупнейших мастерах русского искусства, для которой Грабарь написал книги об Исааке Левитане (в соавторстве с Сергеем Глаголем, 1913) и Валентине Серове (1914).

В 1909-1914 гг. проектировал и курировал строительство мемориальной больницы в память Сергея Захарьина, сына известного врача Григория Захарьина. После окончания строительства он снова начал активно заниматься живописью.

В 1913 г. занял пост директора Третьяковской галереи и стал ее попечителем.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина").

Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

В 1944 г. он стал научным руководителем Реставрационных мастерских, принимал участие в работе комиссий, занимавшихся изъятием произведений искусства из усадеб и монастырей.

В 1940-1950 гг. Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.). В 1956 г. ему было присвоено звание народного художника СССР.

Он умер в Москве 16 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Игорь Грабарь с 1913 г. был женат на Валентине Михайловне Мещериной, в их семье родились двое детей - Ольга (1922 г.р.) и Мстислав (1925-2006). Через несколько лет после рождения сына его жена ушла из семьи. Впоследствии о детях заботилась ее сестра, Мария Мещерина

 

 17 марта 2021 г. – 165 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля

(1856-1910), художника, графика и скульптора

Врубель Михаил Александрович (1856— 1910), художник. Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.

В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). 

 Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески. В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.

В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.),

 иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М.Ю.Лермонтова (1891 г.). Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь. Врубель создал также ряд романтических декоративных панно: «Венеция» (1893 г.), «Испания» (1894 г.); триптихи для особняков А. В. и С. Т. Морозовых; картины «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза» для выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).

Врубель много раз переписывал эту картину, словно хотел досказать что-то важное. С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.). Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп. 14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге.

В Омске художник оставил свой значительный след. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля – один из крупнейших художественных музеев Сибири, был основан в 1924 г. как картинная галерея при Западно-Сибирском краевом музее при содействии первого директора музея Ф. В. Мелёхина.

Фонды музея составляют около 30 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, археологические предметы, редкие печатные книги и документы, художественные рамы. В собрании хранятся уникальные памятники: панно «Цветы» М. А. Врубеля – единственное монументальное живописное произведение мастера в музейных собраниях Сибири; коллекция портретов, пейзажей, натюрмортов А.Г.Явленского; акварели японского художника конца XIX века Бёзана Хирасавы, посвящённые жизни загадочного народа айнов; золото скифо-сарматского периода; изделия фирмы Фаберже; работы уральских камнерезов и другие.

БУК "Тюкалинский историко-краеведческий музей", @2014-2021