image1

Встречи с прекрасным

     Рембрандт Харменс Ван Рейн

                 15 июля 2021 года исполняется 415 лет со дня рождения знаменитого голландского художника и гравера Харленса ван Рейна Рембрандта (1606–1669).

Рембрандт Харменс ван Рейн (барокко)

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи - матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпировать в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цвет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов. В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца его большая заказная картина "Урок анатомии". Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: "Флора", "Автопортрет с Саскией на коленях". Но, счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрандтом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а через несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: "Синдики", "Возвращение блудного сына", поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.


Возвращение блудного сына (1668-1669)

Одна из последних картин Рембрандта. Это глубокая психологическая драма. В полотне с потрясающей силой звучит призыв к глубокой человечности, утверждение духовной общности людей, красота родительской любви.

Здесь изображен библейский сюжет о беспутном сыне, после долгих скитаний возвратившемся в отчий дом. Вся комната погружена во мрак, ярко освещены лишь отец и сын. Сын с обритой головой каторжника, в лохмотьях, с голой пяткой, с которой свалился дырявый башмак, упал на колени, и прижался к отцу, спрятав свое лицо у него на груди. Старый отец, ослепший от горя в ожидании сына, ощупывает его, узнает и прощает его, благословив.

Художник естественно и правдиво передает всю силу отцовской любви. Рядом присутствуют оцепеневшие фигуры зрителей, выражающие удивление и равнодушие - это члены того общества, которое сначала развратило, а затем осудило блудного сына. Но отцовская любовь торжествует над их равнодушием и враждебностью.

Полотно стало бессмертным благодаря общечеловеческим чувствам, выраженным в нем - бездонной родительской любви, горечи разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния.

Даная (1636)

Это лучшее произведение Рембрандта 30-х годов.

Картина посвящена вечной теме любви. Сюжетом послужил миф о дочери царя Акрисия Данае. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от рук своего внука. Тогда царь навечно заточил свою дочь в башню. Но, всемогущий Зевс превратился в золотой дождь и в таком виде проник к Данае и стал ее возлюбленным. У них родился сын Персей, а затем опять по приказу Ариксия Даная вместе со своим сыном в ящике были брошены в море. Но, Даная и ее сын не погибли.

Художник изображает момент, когда Даная радостно ожидает Зевса. Старуха-служанка отодвигает занавес ее ложа, и золотистое сияние вливается в комнату. Даная, в предчувствии счастья, приподнимается навстречу золотому дождю. Покрывало спало и обнажило уже не юное, отяжелевшее тело, далекое от законов классической красоты. Тем не менее, оно подкупает жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. И хотя художник обращается к теме из античной мифологии, картина явно написана в духе реализма.

Артемида (1634)

Артемида (Артемис) - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально почиталась как богиня животного и растительного мира. Она - "владычица зверей", Тавропола (защитница быков), Лимнатис (болотная), медведица (в этом облике ей поклонялись в Бавроне). Позднее - богиня охоты, гор и лесов, покровительница рожениц. Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Шестьдесят Океанид и двадцать нимф были ее постоянными спутницами на охоте, участницами в ее играх и танцах. Ее главная функция - охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета - смертоносных змей. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами, и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву - его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Артемида - защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь, превращает Актеона, случайно увидевшего богиню обнаженной, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, - в медведицу. Она обладает решительностью, не терпит соперничества, использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми; ее стрела поразила Ориона, осмелившегося состязаться с богиней. Как богиня растительности, Артемида связана с плодородием. Этот культ особенно распространился в Эфесе (Малая Азия), где в ее честь был сооружен храм Артемиды Эфесской (одно из "семи чудес света"), сожженный Геростратом. Артемида почиталась здесь как богиня-кормилица, "многотрудная"; она же покровительница амазонок. Артемида почиталась и как богиня войны. В Спарте перед боем в жертву богине приносили козу, а в Афинах ежегодно в юбилей Марафонской битвы (сентябрь-октябрь) на алтари возлагалось пятьсот коз. Артемида нередко сближалась с богиней месяца (Гекатой) или богиней полной луны (Селеной). Известен миф об Артемиде-Селене, влюбленной в красавца Эндимиона, пожелавшего вечной юности и бессмертия и получившего их в непробудном сне. Каждую ночь богиня приближалась к гроту Карийской горы Латм, где спал юноша и любовалась его красотой. Атрибут богини - колчан за спиной, в руках лук или факел; ей сопутствуют лань или свора охотничьих псов. В Риме Артемида отождествляется с местным божеством Дианой.

Авраам и три ангела

К Аврааму и его жене Сарре явился Бог в образе трех путников, трех прекрасных юношей (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Пожилые супруги оказали им щедрое гостеприимство. Приняв угощение, Бог возвестил супругам чудо: несмотря на глубокую старость, у них родится сын, и от него произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы мира.

Автопортрет с Саскией (1636)

Все полотно пронизано откровенным ликованием! Автопортрет изображает супругов за веселой пирушкой. Рембрандт, огромный по сравнению со своей тоненькой женой, держит ее на коленях и поднимает хрустальный кубок пенящегося вина. Они как будто захвачены врасплох, в интимной обстановке бьющей через край жизни.

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия.

Еврейская невеста (1665)

Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей. Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других... То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.


   Флора

Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.


Фредерик Ригел на коне (1663)

Перед нами типичный парадный портрет. Ригел был преуспевающим купцом, производил бумагу и печатал книги. Богатый типограф сопровождал принца Оранского в 1660 году в Амстердам, и, возможно, портрет был заказан в память об этом событии. С темного холста на нас смотрит человек, восседающий на лошади. Он в дорогой, но не вычурно роскошной одежде. Его лицо излучает ум, властность и чувство собственного достоинства.


Христос и грешница

На полотне изображена встреча Христа и грешницы на заполненном людьми обширном пространстве, безбрежность которого усиливают арочные участки стен, возносящих потолок ввысь. Все погружено в темноту, освещены только фигура Христа и молодой женщины. В этом полотне Рембрандт впервые подошел к нетрадиционному решению библейской сцены, чему с удивительной последовательностью будут подражать другие художники.


Иаков борется с ангелом (1659)

Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете. Когда Иаков остается один, появляется Некто (принято считать его ангелом) и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков". Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.

Ночной дозор (1642)

Это групповой портрет Рембрандта "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга". Картина была написана по заказу Стрелкового общества - отряда гражданского ополчения Нидерландов. В 18 веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале музея. Больше всех пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. (Даже после обрезания картина - одна из самых больших в музее). Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Художник изобразил мушкетеров, которые выходят из темного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Мастерски передана игра света и тени, характерная для стиля великого Рембрандта. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу, и все пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, убегает мальчик. На картине движутся даже детали одежды стрелков. Кроме 18 заказчиков картины, художник художник заполнил полотно еще шестнадцатью персонажами. Значение этих персонажей, а также множество символов в картине известны только самому Рембрандту.


Ослепление Самсона

Самсон - герой ветхозаветных преданий, наделенный невероятной физической силой. Всю жизнь он мстил филистимлянам за предательство его невесты в свадебный день. Она была филистимлянкой, однако и теперь любовница его - филистимлянка Далила. Филистимлянские властители подкупили ее, чтобы она выведала источник силы Самсона и узнала, где его слабое место. Далила трижды пыталась это выведать у Самсона, и трижды он обманывал ее, понимая, чего она добивается. Но, в конце концов, с помощью женских уловок Далила убедила его в своей любви и преданности, и он открыл ей, что сила его покинет, если остричь его волосы. Она рассказала об этом своим соотечественникам и ночью, когда Самсон спал, они остригли ему волосы. Проснувшись на крик Далилы "Филистимляне на тебя, Самсон!", - он почувствовал, что силы оставляют его. Тогда враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы. Но, волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его... Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся Богу молитву, Самсон, вновь почувствовавший свою силу, сдвигает с места два средних столба храма, и с возгласом "Да умрет душа моя вместе с филистимлянами!", обрушивает все здание храма на собравшихся. Так, в миг своей смерти Самсон погубил больше врагов, чем за всю свою жизнь...


Пир Валтасара (1635)

В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало: "Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам". В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.


Портрет Хендрикье Стоффельс (ок.1659)

После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени.


Портрет Саскии в костюме пастушки (1638)

В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Она изображена на темном холсте окруженной золотым сиянием. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Золотые волосы пышным покрывалом окутывают обнаженные плечи. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. В этой работе художник перенес на холст все то ощущение счастья, которое его переполняло тогда.

Синдики (старейшины цеха суконщиков) - (1661-1662)

Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков - так называемые "Синдики", где скупыми средствами, избежав монотонности, художник создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязи людей, объединенных одним делом и задачами.


Жертвоприношение Авраама (1635)

Персонажи картины предстают перед нами в сложных ракурсах. От тела Исаака, распростертого на первом плане и выражающего полную беспомощность жертвы, взгляд зрителя обращается в глубину - к фигуре старца Авраама и вырывающемуся из облаков посланцу бога - ангелу. Художник проникновенно передал душевное состояние Авраама, не успевшего при внезапном появлении ангела почувствовать ни радости избавления от страшной жертвы, ни благодарности, а испытывающего пока лишь усталость и недоумение.

Самсон загадывает загадку за свадебным столом (1637)

Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем. Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял. В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней. На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день. Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое". Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть "ядущие"), о меде ("ядомое") и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же. Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш. Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ. Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям.


Слепой Товит и Анна(1626)

Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела.


Святое семейство (1635)

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Вирсавия (1654)

Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер". Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану.


Юнона

Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.


Женщина, купающаяся в ручье

На картине Рембрандт полностью отказался от классического идеала обнаженной женской фигуры. Здесь он изобразил Хендрикье, свою вторую жену, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из коричневой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.

 

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ

22 МАЯ 1856 ГОДА - ДЕНЬ ОСНОВАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ (165 ЛЕТ)

Государственная Третьяковская галерея — крупнейший национальный музей изобразительного искусства, в котором представлено около 200 000 работ русских художников и скульпторов. Коллекция знаменитых на весь мир экспонатов начала формироваться в середине XIX в. За 150 лет существования галерея пережила несколько этапов смены государственной власти и приобрела статус одного из ключевых культурных учреждений России.

История Третьяковской галереи

История создания одной из величайших картинных галерей мира началась в 50-х гг. позапрошлого века. Инициатором основания хранилища изящных искусств стал московский предприниматель из купеческого рода, меценат и ценитель живописи Павел Третьяков. Вместе с братом Сергеем он положил начало организации национальной выставки, доступной для посещения людьми всех сословий.

Идея заключалась в том, чтобы собрать в одном месте лучшие картины русских художников, тем самым обозначив российскую культурную идентичность. Свободный доступ к работам отечественных мастеров кисти объяснялся желанием братьев популяризировать искусство и привлечь внимание общества к важной роли, которую играет живопись в формировании внутреннего мира человека.

Государственная Третьяковская галерея — московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым.

Становление галереи

Годом основания галереи считается 1856 — тогда Павел Третьяков приобрел две картины русских живописцев Н.Шильдера и В.Худякова. Увлеченность мецената современным изобразительным искусством сказалась на экспонатах музея. Первоначально коллекция собиралась из работ художников-передвижников: В. Перова, И. Шишкина, М. Клодта, А. Боголюбова, А. Куинджи и других мастеров жанрово-бытовых сюжетов.

Большой вклад в становление выставки внес живописец и художественный критик И.Крамской, который помогал отбирать полотна и формировать экспозицию. 

Третьяков приобретал и демонстрировал, в том числе и картины, не одобренные номенклатурой Российской империи. Это воодушевляло его на создание выставки, свободной от предрассудков и условностей.

Формирование коллекции

Современники вспоминали, что Третьяков покупал у живописцев полотна целыми собраниями. Многие работы были написаны специально для пополнения коллекции живописи.

Картины художников ХVIII — начала ХIХ вв. меценат собирал по антикварным магазинам и частным лавкам. Некоторые работы для галереи приобретались в ходе оживленных торгов на художественных выставках, как, например, «Догорающий костер» А. Рылова. Были случаи, когда мастера передавали свои произведения в музей безвозмездно.

Многие работы для Третьяковской галереи приобретались на выставках в оживлённой борьбе за покупку.

Строительство здания

Первоначально картины были размещены в жилых комнатах бельэтажа московского особняка Третьяковых в Лаврушинском переулке. К 1972 г. желающих увидеть работы отечественных живописцев стало столько, что они утомили большую семью коллекционера. Кроме того, места для картин в стенах дома оставалось все меньше и меньше. Третьяков задумал построить отдельное здание для выставки живописи.

Архитектором проекта картинной галереи стал А.Каминский. Под его руководством было построено двухэтажное здание с просторными залами, примыкающее к особняку. Вход для посетителей был организован отдельно.

Однако регулярное пополнение коллекции требовало расширения пространства. Эту проблему решали возведением нескольких пристроек. В начале XX в. отдельно стоящие здания галереи были объединены общим фасадом в виде русского терема, разработка и проектирование которого принадлежали В.Васнецову. Строительством сооружения занялся архитектор В. Башкиров.

После смерти Сергея Третьякова — брата Павла — его собрание также было размещено в галерее, и тогда же было принято решение передать коллекцию произведений искусства городу.

Музей в начале XX века

После ухода из жизни Третьякова руководство галереей перешло к попечительскому совету, членами которого были многие мастера изобразительного искусства и художественные критики той поры.

Разногласия между участниками органа самоуправления препятствовали пополнению коллекции. Ситуация изменилась в 1905 г. с назначением на пост попечителя музея И. Остроухова. Приобретения лучших образцов изобразительного искусства старой русской школы и новых направлений стали производиться регулярно. Идея основания выставки произведений иконописи также принадлежала Остроухову. Экспозиция была сформирована из личной коллекции икон Третьякова, хранившихся в его особняке.

В 1913 г. попечителем культурного учреждения стал И. Грабарь — живописец, реставратор и искусствовед. Эпоха его руководства галереей ознаменовалась крупными реформами. 

Грабарь ориентировался на европейские музеи и провел большую реорганизацию выставки. Согласно новым правилам, все картины были размещены в хронологическом порядке, начиная с древнерусской живописи и заканчивая работами современных мастеров. Картины каждого художника были сосредоточены в одном месте. Эти меры были предприняты для лучшего восприятия содержания выставки посетителями.

В это же время впервые была составлена опись имущества и сделан развернутый фотокаталог всех экспонатов. В стенах культурного учреждения была создана реставрационная мастерская.

Постреволюционное развитие

После революции 1917 года галерея была национализирована, а в 1918 г. она приобрела статус национального достояния. Коллекция музея стала пополняться за счет картин, переданных в собственность государства из частных собраний живописи дворянских усадьб. В это же время культурное учреждение стало вести активную выставочную и научную деятельность. Должность директора была оставлена за И. Грабарем.

В начале 1926 г. произошла смена руководства Третьяковки: руководителем был назначен архитектор А. Щусев. При нем коллекция была пополнена картинами из ликвидированного Госфонда. Увеличение имущества галереи требовало расширения ее площади. В 30-х гг. здание обросло еще 16 дополнительными пристройками, спроектированными лично Щусевым.

Советский период

Советский период работы музея ознаменовался перестройкой экспозиции по марксистскому принципу, поддерживающему идею «бесклассового» искусства. Возникновение кампании по борьбе с формализмом заставило перенести полотна художников-авангардистов в фондохранилище.

С началом Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и Молотов. Само историческое здание галереи в Замоскворечье сильно пострадало от бомбежек, но его полностью восстановили уже к 1944 г. Выставочная работа возобновилась в мае 1945 г.

Наиболее важными событиями жизни культурного учреждения послевоенных лет стали всесоюзные выставки картин советских художников и персональные экспозиции полотен прославленных русских живописцев XVIII-XIX вв. Галерея продолжила организовывать передвижные выставки по городам СССР, которые впервые увидели свет в годы войны.

В 1956 г. музей отметил свой 100-летний юбилей, к которому был приурочен выпуск сборника статей сотрудников учреждения «Сто лет Третьяковской галереи». В 1960-1970 гг. активно выставлялись произведения изобразительного искусства послереволюционного десятилетия.

В 1980-1990 гг. велось строительство новых корпусов и реставрация старого здания. Так галерея обзавелась депозитарием — хранилищем ценных экземпляров и дополнительным «Инженерным корпусом», получившим свое название благодаря размещенным в нем инженерно-техническим службам.

(по материалам https://museumguru.ru/moskva/tretyakovskaya-galereya/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-zdaniya)

Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.

Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, можно увидеть бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

                                                                                                      

Сокровищница Третьяковской галереи

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

Третьяковская галерея – величайшее достояние России, которое будет существовать, мы надеемся, не одно столетие.

 

10 ФАКТОВ О ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИНАХ, КОТОРЫЕ ЗАИНТЕРЕСУЮТ ДАЖЕ ТЕХ, КТО ДАЛЕК ОТ ИСКУССТВА

Живопись — это вовсе не скучно, как может показаться многим. Отменная техника написания, новаторство художника и неизгладимое впечатление, которое передает картина, — все это восхищает вдумчивого зрителя. А еще за многими картинами стоят любопытные истории создания, в них есть малозаметные детали и даже встречаются посторонние предметы. Чего стоит только обнаруженный на картине Ван Гога кузнечик родом из XIX века.

AdMe.ru выявил необычные факты о знаменитых картинах, чтобы рассказать о них вам.

Кузнечик, который видел Ван Гога

В 2017 году исследователи из Музея искусств Нельсона — Аткинса в США обнаружили на картине Винсента Ван Гога «Оливковые деревья» засохшего кузнечика. Картина была написана в 1889 году, это значит, что кузнечик пробыл там более 120 лет и видел самого легендарного живописца.

Скорее всего, насекомое застряло в краске, уже, будучи мертвым. Его останки были покрыты зеленым и коричневым цветом.

Кот, который спас ребенка

В 1421 году Нидерланды постигло страшное наводнение. Затопленными оказались 72 деревни, 100 тыс. человек утонули.

Это событие спустя 4 века легло в основу картины Лоуренса Альма-Тадемы «Наводнение в Бисбосе в 1421 году». Художник изобразил сюжет местной легенды. Согласно ей, после катастрофы выжившие жители обнаружили на небольшом клочке суши кроватку. Ее прибило к берегу. В ней, словно сумасшедший, с края на край скакал кот. Жители решили спасти обезумевшее животное. Но, каково же было их изумление, когда в постельке они увидели спокойно спящего младенца. Прыгающий туда-сюда кот поддерживал равновесие кровати, чтобы вода не смогла добраться до него.

Айвазовский без моря

Когда мы говорим «Айвазовский», то представляем море. Когда видим на картине волны, парусник или прибой, восклицаем: «Чистый Айвазовский!» Но, на самом деле художник талантливо писал не только морские пейзажи. Он создавал автопортреты, в том числе и в графическом стиле, петербургские пейзажи, работы на библейские темы.

Когда его морские картины гремели по всему миру, Айвазовский много путешествовал. Особенно его воображение поразил Константинополь, и художник написал несколько видов этого города, например «Кофейню у мечети Ортакей».

В другое время Айвазовского пленили украинские пейзажи, простор и природа. Тогда он создал довольно известную картину «Ветряные мельницы в украинской степи...», а также несколько других жанровых украинских сценок.

Кроме того, в его творческом списке отдельное место занимают восточные пейзажи, а также армянские сюжеты.

Добро и зло (Неравный брак)

Если разделить картину Василия Пукирева «Неравный брак» по диагонали на две части (от верхнего правого угла к нижнему левому), то в правой половине окажутся невеста и 2 ее друга. А слева расположены приглашенные со стороны жениха: художник нарочно изобразил их лица неприятными. Таким образом, полотно делится на 2 смысловые части, которые олицетворяют добро и зло.

Одна картина, 2 художника

Автором картины «Утро в сосновом лесу» часто указывается Иван Шишкин. Но, на самом деле, Шишкин на этой картине нарисовал только лес. А симпатичные медведи, знакомые каждому сладкоежке по обертке конфет, принадлежат перу Константина Савицкого. Художник выполнил их по эскизам Шишкина. Однако коллекционер Павел Третьяков стер его имя, ведь, по его мнению, в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственным именно Шишкину».

Предательское отражение

 

На картине Александра Иванова «Явление Христа народу» в углу слева можно увидеть старика в светло-серой набедренной повязке. Вот только в отражении в воде видно, будто повязка красная. Возможно, в эскизах художника изначально все же этот предмет одежды был алым, а живописец в финальном варианте просто забыл изменить цвет.

Клоны любимой женщины

На эпичном полотне «Последний день Помпеи» среди толпы Карл Брюллов изобразил свою возлюбленную — графиню Юлию Самойлову. И не единожды: по мнению искусствоведов, ее образ воплощается в различных девушках на картине минимум 4 раза.

Шалость Джотто

Джотто расписал базилику Святого Франциска в XIII веке, а в 2011 году реставраторы разглядели дьявола в облаках на одной из фресок: для этого пришлось приблизиться вплотную к сцене, которая изображает смерть святого Франциска. Если смотреть на фреску, стоя на полу, в ней нет ничего вопиющего. Но стоило лишь вооружиться стремянкой, как справа в облаках был обнаружен профиль с хитроватой усмешкой, носом крючком и даже рогами.

Возможно, живописец хотел таким образом подшутить над своим недругом, придав дьяволу его черты.

Смена пола персонажа

«Портрет неизвестного в треуголке» (1770-е) — самая загадочная работа Федора Рокотова. Существует 2 версии касательно того, кто на ней изображен. По одной из них, с картины на нас смотрит граф А.Г. Бобринский, сын Екатерины II и ее фаворита Г. Орлова.

Вторая версия более интересная и основана на данных рентгенологического исследования. Оно показало, что картина написана поверх изображения молодой дамы, лицо которой полностью сохранено в позднем варианте — оно без изменений вошло в портрет «неизвестного». А вот поза и костюм были переделаны художником. Скорее всего, на портрете изображена Олимпиада Балбекова, первая жена поэта и издателя Николая Струйского. После ее смерти Струйский попросил автора переделать портрет, чтобы не смущать новую жену.

Ошибка Репина

В картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Илья Репин совершил заметную ошибку с точки зрения истории искусств.

Проблема заключается в интерьере дворца в Александровской слободе. Художнику пришлось изображать облик комнаты самому, опираясь на свои знания. Ведь от царских палат времен Ивана Грозного сохранилось немногое.

На стене позади героев висит картина. Разглядеть ее довольно трудно, но видно, что это портрет человека в полный рост. В руках — скипетр и держава, на голове — шапка Мономаха. Но, дело в том, что Репин изображает событие, которое произошло в 1581 году, а царские портреты такого типа появились на Руси только в XVII веке. И даже в конце XVII века почетный большой формат, когда царей пишут во весь рост, появляется в основном лишь на иконах.

 

30 марта 2021 г. – 245 лет со дня рождения Василия Андреевича Тропинина

(1776-1857), художника-портретиста

Родился 30 марта 1776 г. в селе Карпове Новгородской губернии. Крепостной графа Б. К. Миниха, затем графа А. Моркова. Выдающиеся способности Тропинина, проявленные ещё в детстве, побудили Моркова определить юношу в Академию художеств в Петербурге (1798 г.), где его учителем был известный портретист С. С. Щукин. В 1804 г. Тропинин представил на конкурс свою первую картину «Мальчик с умершей птичкой». Художнику не удалось окончить курс обучения — по прихоти помещика он был отозван из Петербурга. До 1821 г. жил на Украине. Получив свободу только в 47 лет (1823 г.), переехал в Москву, где трудился до конца жизни. Тропинин прекрасно усвоил наследие русских портретистов XVIII в., но при этом сумел выработать неповторимую живописную манеру. С большой теплотой и любовью он раскрывает внутренний мир изображаемых им людей. Среди лучших работ — портреты жены (1809 г.),

 И. И. и Н. И. Морковых (1813 г.), сына (1818 г.), императора Николая I (1825 г.),

Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина (1827 г.), Я. В. Гоголя, композитора П. П. Булахова (1827 г.), В. А. Зубовой (1834 г.), К. П. Брюллова (1836 г.), автопортрет (1846 г.). Их отличает нежный колорит, чёткость объёмов. В картинах «Кружевница» (1823г.), 

«Золотошвейка», «Гитарист», этюде «Старик-нищий» Тропинин создал выразительные, привлекающие душевной красотой образы людей из народа. Живописец несколько раз добивался звания члена Академии художеств, но получил его лишь в 1824 г. за портрет медальера Лебрехта, отличающийся гармоничностью и законченностью исполнения. 

Всего Тропинин оставил более 3 тыс. работ, оказав значительное влияние на портретную живопись московской школы. Умер 15 мая 1857 г. в Москве.

 

30 марта 2021 г. – 275 лет со дня рождения Франсиско Гойи (1746-1828), 

испанского художника и гравера

Родился 30 марта 1746 г. в селении Фуэн-детодос близ Сарагосы в семье мастера-позолотчика. Учился в Сарагосе у X. Лусан-и-Мартинеса, потом (1769 г.) отправился в Италию. В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на античную тему, вернулся в Сарагосу, где писал фрески. Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде.

В 1776—1780 и 1786—1791 гг. художник выполнил свыше 60 панно для королевской шпалерной мануфактуры — они служили образцами (картонами) для ковров. На панно он изображал яркие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 г.; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», оба 1778 г.; «Игра в пело-ту», 1779 г.; «Молодой бык», 1780 г. «Раненый каменщик», 1786 г.; «Игра в жмурки», 1791 г.).

С начала 80-х гг. XVIII в. Гойя получил известность как портретист. Первые его работы в этом жанре отличались парадностью (портрет графа Флоридабланка, 1782—1783 гг.). Однако со временем всё больше начинают ощущаться интимность и лёгкая ирония по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787 г.; портрет маркизы Анны Понтехос, около 1787 г.). В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1786 г. назначен придворным живописцем. В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М. X. Кинтаной. Осенью 1792 г. Гойя тяжело заболел и оглох, однако не оставил работу.

Конец 90-х гг. XVIII в. — начало 10-х гг. XIX в. — пора расцвета портретного творчества художника. В его работах звучит целая гамма переживаний: от одиночества и незащищённости человека (портреты сеньоры Бермудес, Ф. Байеу, оба 1796 г.; портрет Ф. Савасы Гарспы, около 1805 г.) до стойкого сопротивления невзгодам («Ла Тирана», 1799 г.; портреты доктора Пераля, 1796 г., Ф. Гий-марде, 1798 г., Исабель Ковос де Порсель, около 1806 г.).

Картина «Семья короля Карла IV» (1800 г.) прекрасно передаёт глубокую неприязнь Гойи к испанским монархам. Он даже не пытается приукрасить чопорные, властолюбивые и в целом невыразительные лица моделей. Совсем иначе художник передаёт таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе 1802 г.). Одним из самых ярких произведений Гойи по праву считается первая большая серия сатирических офортов «Капричос» (исп. «фантазия», «игра», «воображение»; 80 листов с комментариями художника, 1797—1798 гг.). В годы оккупации Испании войсками Наполеона I Гойя пишет глубоко патриотические картины, проникнутые любовью к родному народу («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», обе около 1814 г.; серию офортов «Бедствия войны», 82 листа, 1810—1820 гг.). Работу над офортами он заканчивал уже в обстановке реставрации в Испании монархии Фердинанда VII и жестокой реакции.

Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. Здесь, вдали от родины, он писал портреты своих друзей-эмигрантов, осваивал новую технику литографии (серия «Бордосские быки», 1826 г.); создал полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827—1828 гг.). Умер в Бордо 16 апреля 1828 г.

 

 

25 марта 2021 г. – 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря

(1871-1960), художника, искусствоведа, реставратора

 

 Художник, историк искусства и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь родился 25 (13) марта 1871 г. в Будапеште (Венгрия) в семье Эммануила Ивановича и Ольги Адольфовны Грабарь. Его мать и дед по матери Адольф Иванович Добрянский принадлежали к европейскому славянофильскому движению, отец был видным общественным деятелем, депутатом Будапештского парламента.

Отец Игоря Грабаря переселился в Россию в 1876г. под фамилией Храбров (этой фамилией художник подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е гг.).

В 1890г. Игорь Грабарь с матерью переехали в Россию - в Егорьевск Рязанской области, где в местной гимназии преподавал его отец.

В 1882г. Грабарь поступил в московский лицей цесаревича Николая. Во время обучения в лицее он познакомился с несколькими художниками, в том числе с Василием Поленовым. В это же время он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств.

В 1889г. Игорь Грабарь окончил лицей с золотой медалью и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Параллельно он начал слушать лекции на историко-филологическом факультете. В годы учебы в университете он подрабатывал написанием юмористических рассказов, сотрудничал с журналом "Нива" (делал иллюстрации, писал биографии художников, обзоры выставок и проч.).

На первом курсе написал свой первый значительный этюд ("Крыша со снегом").

С 1892 г. он начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, у которого учились Василий Поленов, Илья Репин, Михаил Врубель и Валентин Серов.

В 1893 г. окончил университет, в 1894 г. поступил в Академию художеств, с 1895 г. начал заниматься в мастерской Ильи Репина.

В 1896 г. Игорь Грабарь уехал в Европу. В Мюнхене он поступил в студию Антона Ашбе. В 1898 г. они создали совместную школу. В этом же году начал выходить журнал "Мир искусства", издательством которого занимался Сергей Дягилев, и Грабарь прекратил свое сотрудничество с "Нивой" и перешел туда.

К мюнхенскому периоду творчества относятся такие работы художника, как "Дама с собакой" (1899) и "Дама у пианино" (1899).

В 1901 г. Игорь Грабарь вернулся в Россию. Он поселился в Санкт-Петербурге, продолжил свое сотрудничество с "Миром искусства" и занялся живописью. В 1902 г. он выставил несколько своих работ в "Пассаже" на Невском проспекте, однако критики отнеслись к ним неодобрительно.

В 1903 г. переехал в Москву. С этого времени неоднократно принимал участие в художественных выставках в России и за рубежом, где его работы имели успех.

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным. Он по нескольку раз в год приезжал в усадьбу Мещериных Дугино, где написал несколько ставших впоследствии известными работ: "Февральская лазурь" (1904), "Иней" (1905), "Неприбранный стол" (1907), "Дельфиниумы" (1908) и многие другие.

В 1907-1908 гг. Игорь Грабарь собирал архивные материалы и писал статьи о художниках, архитектуре и скульптуре для журнала "Старые годы", почти не занимаясь живописью. В это же время он начал сотрудничать с издателем Иосифом Кнебелем, занявшись подготовкой многотомной "Истории русского искусства" (издавалась с 1910 по 1916 гг.), в которой он был автором нескольких ключевых разделов.

В рамках этого сотрудничества также была издана серия монографий о крупнейших мастерах русского искусства, для которой Грабарь написал книги об Исааке Левитане (в соавторстве с Сергеем Глаголем, 1913) и Валентине Серове (1914).

В 1909-1914 гг. проектировал и курировал строительство мемориальной больницы в память Сергея Захарьина, сына известного врача Григория Захарьина. После окончания строительства он снова начал активно заниматься живописью.

В 1913 г. занял пост директора Третьяковской галереи и стал ее попечителем.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина").

Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

В 1944 г. он стал научным руководителем Реставрационных мастерских, принимал участие в работе комиссий, занимавшихся изъятием произведений искусства из усадеб и монастырей.

В 1940-1950 гг. Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.). В 1956 г. ему было присвоено звание народного художника СССР.

Он умер в Москве 16 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Игорь Грабарь с 1913 г. был женат на Валентине Михайловне Мещериной, в их семье родились двое детей - Ольга (1922 г.р.) и Мстислав (1925-2006). Через несколько лет после рождения сына его жена ушла из семьи. Впоследствии о детях заботилась ее сестра, Мария Мещерина

 

 17 марта 2021 г. – 165 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля

(1856-1910), художника, графика и скульптора

Врубель Михаил Александрович (1856— 1910), художник. Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.

В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). 

 Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески. В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.

В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.),

 иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М.Ю.Лермонтова (1891 г.). Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь. Врубель создал также ряд романтических декоративных панно: «Венеция» (1893 г.), «Испания» (1894 г.); триптихи для особняков А. В. и С. Т. Морозовых; картины «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза» для выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).

Врубель много раз переписывал эту картину, словно хотел досказать что-то важное. С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.). Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп. 14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге.

В Омске художник оставил свой значительный след. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля – один из крупнейших художественных музеев Сибири, был основан в 1924 г. как картинная галерея при Западно-Сибирском краевом музее при содействии первого директора музея Ф. В. Мелёхина.

Фонды музея составляют около 30 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, археологические предметы, редкие печатные книги и документы, художественные рамы. В собрании хранятся уникальные памятники: панно «Цветы» М. А. Врубеля – единственное монументальное живописное произведение мастера в музейных собраниях Сибири; коллекция портретов, пейзажей, натюрмортов А.Г.Явленского; акварели японского художника конца XIX века Бёзана Хирасавы, посвящённые жизни загадочного народа айнов; золото скифо-сарматского периода; изделия фирмы Фаберже; работы уральских камнерезов и другие.

БУК "Тюкалинский историко-краеведческий музей", @2014-2021