Посвящается 75-летию Победы.
Приглашаем на экскурсию в БУК
«Тюкалинский историко-краеведческий музей»
«Великая Отечественная война в картинах художника».
В нашем музее историю Великой Отечественной войны можно узнать по-разному: почитать книгу или воспоминания ветеранов, сохранившиеся письма с фронта, послушать рассказ экскурсовода об участии тюкалинцев в борьбе против фашистов, их подвигах на фронте и в тылу, посмотреть экспонаты военного времени, поучаствовать в интерактивной игре и самому «побывать» на фронте в роли солдата, пулеметчика, связиста. А еще в картинной галерее музея выставлены картины на военную тему художника А.А. Куроедова.
В канун празднования 75-летия Победы приглашаем вас взглянуть на войну глазами художника, почувствовать в сюжетах картин, в красках, все то, что пережили люди в грозные 40-е годы.
Начнем с знакомства с биографией художника. Александр Андреевич родился 28.05.1960 на ст. Мангут Называевского района Омской области .
Окончил с отличием Омский Государственный педагогический институт им. А.М.Горького. С 1983 года – постоянный участник районных, областных, региональных ,всероссийских и международных выставок. С 1986 года работает в Тюкалинской детской школе искусств. С 2000г – член творческого объединения «Друзья и годы». Лауреат областных конкурсов преподавателей ДШИ и ДХШ «Сокровенное» (2002, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 г.г.), победитель областного конкурса «Художник и город» в г. Таре (2009 г), награжден медалью за участие в международной выставке «Победа» (2005 г). Произведения находятся в Тюкалинской картинной галерее, Называевском краеведческом музее и частных коллекциях России, США, Франции, Германии.
А.А . Куроедов многожанровый художник. Произведения в живописи делятся на жанры, которые определяются по предмету изображения. В его произведениях можно увидеть:
- Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
-Пейзаж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
-Исторический — жанр живописи на сюжеты реальных событий.
-Батальный — жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни.
-Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
-Бытовой — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности,
и другие.
Главные инструменты художника – это холст, кисти, краски. В основном пишет маслом.
Обратимся к работам Александра Андреевича, посвященным военной тематике. Начнем с Триптиха «Иван да Марья».
Центральную часть занимает картина «Семья. 1941 год». Написана маслом в 2016 г. Обратите внимание на светлые цвета, придающие сюжету оптимистичность, легкость.
Обычный летний деревенский пейзаж. Ничего еще не предвещает беды. Семья на фоне собственного ухоженного дома. Чувствуются хозяйская забота и трудолюбие. Еще молоды, полны сил и надежд. Лица у всех серьезные, спокойные. Оснований для тревоги пока нет. Дети в окружении родителей . Так художник смог показать родительскую любовь, . Если всмотреться внимательно в лица, можно увидеть, что каждый как бы смотрит в будущее, надеясь, что большие и маленькие мечты сбудутся. И таких семей в стране было в предвоенные годы сотни тысяч.
Переходим к картине под названием «Иван». Масло. Холст. 2016 год .
Художник подобрал к этой картине другие тона: преобладает красный, черный, серый. Эти цвета вызывают тревогу. Такой контраст в цвете сразу меняет настроение. Закончилась мирная жизнь. Мужчины сменили профессию, надели военную форму. Оставили своих дома, жен, детей, ушли на войну. На портрете собирательный образ советского солдата, что подчеркивает и имя – Иван. Прототипом послужила биография деда художника - Андрея Куроедова. Солдат взял в руки оружие. Но он не захватчик, он защитник! На это указывает фон за его спиной: деревня, мирные поля. Суровое лицо, решительный взгляд, боль за происходящее, седые волосы, тоска по дому- вот что читается на его лице. Мастерски выписаны детали военной формы, отличительные знаки (старший сержант пехоты). И еще одна важная деталь на картине – треугольничек письма выглядывает из шинели. И сразу становится ясно, что солдат готовится к бою. А письмо - весточка домой. Оно будет отправлено, даже если он не вернется из боя.
Третья часть Триптиха посвящена Марье. Картина «Марья». Масло. Холст. 2016 год.
Это тоже собирательный образ русской женщины, пережившей много невзгод и потерь. Об этом говорят морщины на лице, горестные складки у губ, глубокий, проникающий в самую душу взгляд. Обратите внимание, художник с помощью красок и деталей акцентирует внимание на смысле картины . Усталое лицо и натруженные руки. А в руках единственное, что осталось в память от любимого Ивана. Письмо с фронта. То самое, написанное Иваном перед боем, из которого он не вернулся. Если заметили, краски перекликаются с портретом Ивана. Значит, пережито Марьей не меньше, что и солдатом на войне. Сколько же любви отражено в этом эпизоде, как нежно смотрится треугольничек в крестьянских руках. Много лет хранится память. Марья не предала своего Ивана, сохранила дом, вырастила детей, состарилась, но память о любимом живет вместе с ней.
Вот такова история Ивана да Марьи!
Следующая картина «Утренний свет». Масло. Холст. 2017 г.
Картина продолжает историю семьи. Художник в картине совместил два эпизода: проводы на войну и ожидание. Память женщины хранит минуты прощания. «Ах, война,что же ты сделала, подлая!»
А время идет. Это подчеркивают часы на картине. Раннее утро. Семья за столом, в руках долгожданное письмо. Пишет солдат, что воюет за Родину, за них, а может он ранен, лежит в госпитале. Художник нашел элементы, которые говорят вместо слов – забыта горящая свеча в светлое время суток, неначатый завтрак. Ничего нет важнее весточки с фронта.
У женщины как бы промелькнула вся прошлая жизнь перед глазами: муж, проводы в армию, дни и годы ожидания (А мы это видим через окно избы). Дети окружили мать, по-детски поддерживают в трудную минуту. Этим автор еще раз возвращает нас к теме семьи. А свечУ не зря художник показал горящей. Это символ света, надежды. Да и тона краски стали светлее.
«Русское поле». Масло. Холст. 2017 г.
Хотя на первом месте на картине, конечно же, война, Александр Андреевич назвал ее «Русское поле». Пехота на поле боя, идет в атаку. Художнику удалось показать этот бросок, бегущих солдат. «Ура», слышится боевой клич наших солдат. Звука на картине нет. Но автор, изобразил его через прорисовку открытого в крике рта. К винтовке пристегнуты штыки, значит предстоит рукопашная. Никого это не останавливает. Позади село, женщины, дети. Вот ради кого воюет солдат. Это чужое село, чужая жена, чужие дети. Но это неважно! Это Родина, а значит все свои, так похожие на родных, ждущих воина с победой. Голубое небо, льется сверху солнечный свет, васильки цветут, колосится пшеница, ждет заботливых рук хлебороба. Но, увы, солдат топчет ниву, чтобы изгнать врага с русского земли. Выбора у него нет. Контраст мира и войны отражен в этом произведении Куроедова.
Картина «Неотправленное письмо. Масло. Холст. 2005г.
Хочется начать показ этой картины со слов М. Исаковского:
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог.
Себя в бою не пожалел.
А Родину сберег!
С нее можно читать историю фронтовой жизни солдата – пехотинца. Ушел солдат на фронт, воевать с фашистами. Как видно на картине, страшный бой был. Красноватый цвет поля и заката подчеркивает это. Еще дымится вдали деревня, отбитая у фашистов. Много полегло наших солдат на поле боя. Захоронены они в братской могиле. Художник изобразил саперную лопатку, воткнутую в землю, чтобы показать это. И что же осталось? Осталась память и вещи бойца: шинель, которую солдаты ласково называли подружкой, потому что, если холодно –ею накрывались, клали под голову, шли в бой, делали скатку из нее в подсумке и надевали на грудь, надеясь, что она защитит от пули, пилотка – летний головной убор, ремень, котелок, фляжка, красноармейская книжка, а на ней фотография любимой, а также награда за мужество и отвагу. И вот оно, неотправленное письмо! Последнее письмо, написанное перед боем, адресованное домой. А там еще не знают, то он убит и письмо получат вместе с похоронкой.
Посмотрите, как четко выписана каждая деталь, как «живая», говорящая о судьбе человека. Даже незаметный на первый взгляд след от пули в шинели – тоже нам говорит, что не в одном бою был солдат. Война для него закончилась. Но художник нашел способ показать, что его однополчане продолжат гнать врага с родной земли, бить его за себя и за тех, кто остался на поле боя. Они идут на запад, куда садится солнце. А значит идут к Победе.
Тема продолжена в следующем произведении художника.
Картина «Своя земля». Масло. Холст. 2015 год.
Краски войны сохраняются - черные, серые, красные. Закончился бой. Вдалеке видны сельские домики. Бились солдаты за каждый метр родной земли, за каждый город и деревню. Земля исполосована гусеницами танков. Раненый боец ощущает боль земли, обнимает «свою» землю, обнимает в последний раз, прощается. Этим его жестом художник показал как дорога солдату родная земля, как он за нее бился с врагом. Солдат умирает, в его сознании остаются родная земля и родная семья. Автор изобразил фото жены и детей рядом, на снегу, тем самым показывая, что солдата любят и не забудут. Это те, ради которых он отдал свою жизнь.
Затронута в произведениях А.Куроедова и тема женщины на войне. Название картины очень даже мирное «Русские грации». Масло. Холст. 2010год.
Наступила передышка в боях. Лето, тепло, солнце светит. Рядом оказалась река. Конечно же, девушки сбросили одежду и купаются, смывают с себя трудовые военные будни. Охраняет их безопасность самолет. Скорее всего, это эскадрилья летчиц, которых называли «Ночные ведьмы». Среди них была и тюкалинская девчонка – Ольга Голубева. Днем они позволили себе отдых, а в ночь снова в бой.
Художник снова строит композицию на контрасте: красивые, молодые грации вдали, нежные цвета, спокойствие в природе и в людях, но на первом плане – грубые военные сапоги, которые война заставила этих хрупких девушек надеть. Именно сапоги олицетворяют жестокость, суровость войны.
Еще на один момент хочется обратить внимание на этой картине – букетик ромашек в уголке, они как бы выглядывают из – за сапог. Война не отменила красоты, надежды и любви. Девушки, наверное, гадают «любит, не любит». Ромашки являются символом мирной жизни, верой в будущее. Кончится войну и жизнь продолжится: будут встречи, свидания, свадьбы.
Завершим экскурсию картиной А. Куроедова «Часы и время». Масло. Холст. 2014 год. Она посвящена женщинам, не дождавшимся мужей с войны, но теряющих надежду.
Давно закончилась война. Часы отсчитывают время. Мирное время воплощено в голубом небе, спящей кошке, цветущем лугу. Царит спокойствие. Бревенчатая изба, чисто вымытый пол, тканая дорожка, немудреная одежка сразу ассоциируются с русской деревней. Дверь открыта, и мы видим хозяйку, старую женщину, бабушку.
Все пережила она: и войну, и голод, и разруху послевоенную. война отняла у нее мужа, молодость. Одна вырастила детей, а они разлетелись из родного дома. Натруженные ноги болят, ходить ей помогает самодельная палочка- костыль. Время идет и ангел, еле заметный у часов, оберегает ее время. И смотрит она вдаль, и продолжает ждать своего солдата с войны.
А вдали на лугу бегает молодая девчонка. Может это ее молодость, которая кажется была так недавно и так быстро пролетела. А может автор хотел показать, что жизнь продолжается, новые поколения приходят на смену.
Как же подходят слова А Твардовского к этому сюжету:
Неужели, правда,
что где-то вдали
Жены без нас постарели.
Дети без нас подросли!
Наша экскурсия подошла к концу. Просмотренные произведения художника очень реалистичны, он находит детали, краски, моменты, которые позволяют нам сразу понять смысл и назначение картины, в то же время каждый может иметь свою трактовку сюжета. Но главная мысль проходит нитью через все картины: война –это жестоко, страшно и не должно никогда повториться!
Мы познакомились с малой частью картин А.А Куроедова. Приходите в нашу картинную галерею, и вы увидите еще много, много его картин на самые разные темы.