История одного предмета

ГУСЛИ

Среди множества экспонатов в нашем музее есть народный, исконно русский струнно-щипковый инструмент- гусли, изготовленные Цирком В.В., руководителем оркестра народных инструментов Тюкалинского районного Дома культуры Омской области, преподавателем музыкальной школы.

На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они — древнейший инструмент, неразрывно связанный с былинами, сказаниями и древними летописями. Игрой на гуслях в совершенстве владели практически все богатыри из самых древних русских былин — Добрыня Никитич, Садко, Боян, Соловей Будимирович и т. д.

«Гусли» — исконно русское слово, произошедшее от глагола «гудеть». «Гусль» — одна струна, а «гусли» — струнный ряд. Человека, играющего на гуслях, раньше называли гусляр, сегодня называют гуслист.

Гусли звучали повсюду: в крестьянских избах, на рыночных площадях и в царских палатах. Секреты изготовления и искусство исполнения на них передавалось из поколения в поколение. Чтобы добиться уникального звучания, для изготовления корпуса предпочитают ель, кедр, рябину или клен. В древности струны делали из жил, позже – из металла. С металлическими струнами гусли зазвучали и стали называться «звончатые».

Наши гусли – по форме крыловидные, изготовлены из цельного куска дерева, покрытого лаком. Размер их 31на 59 см., 27 струн.

Источник звука на гуслях - натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором. Струны натянуты веерообразно, от сужения на струнодержателе до расширения в области крепления к колкам. Основной приём игры — бряцанье, удары правой рукой по струнам сверху и снизу.

В.В. Цирк готовится к участию во Всероссийском смотре художественной самодеятельности, проводимом Новосибирским Академическим театром оперы и балета

Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад.

У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.

В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага, на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.

Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души.

Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах.

МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ РАССКАЗЫВАЮТ...

Музей - это место, где изучаются и хранятся вещи, которыми люди пользовались много лет назад. Собрать, сохранить эти вещи и через них показать  систему  ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение – задача историко-краеведческого музея.

Наш музей приглашает вас отправиться в увлекательное путешествие вместе со старинными вещами, хранящимися в нем. В этом путешествии можно будет увидеть предметы, которые еще не выставлялись в экспозициях.

Начнем свое путешествие мы с 2-х предметов – это шкатулка и пальто зимнее меховое, переданные Анастасией Шашевой,  в дар музею.

 

 Чью же историю хранят эти музейные экспонаты.

Принадлежали они семье купцов Волковых, а Анастасия Шашева   относится к 6 поколению династии купцов. Немного об этой династии. Волковы- купцы  первой гильдии с капиталом  около 50 тыс. рублей дореволюционными деньгами.

В 1865 году начал свою деятельность торговый дом Волковых. Первым купцом и основателем могучей династии стал крестьянин Семен Волков из г. Вязники Владимирской губернии. Его сыновья – Стефан, Василий и Родион, продолжили отцовское дело. Торговый дом братьев Волковых стал крупным оптовым предприятием, торговавшим мануфактурными и бакалейными товарами в Омске, Таре, Тюкалинске и по всему степному краю до Семипалатинска.

Волковы построили немало красивых зданий во всех городах. Где они жили или были их магазины. В Тюкалинске построили один из первых купеческих домов (сегодня в нем расположены службы Тюкалинской полиции), держали магазин, торговавший мануфактурой со знаменитой фабрики Саввы Морозова - здание бывшего Универмага в центре города (на месте современной школы искусств).

Деньги шли не только на расширение торговли, Волковы были известные меценаты, с участием средств которых строились школы, храмы, в том числе известный Ачаирский монастырь. Купцы жертвовали ткани Омскому убежищу для бедных детей, деньги на устройство Летнего театра в Детском саду Омска, в 1904г.  на строительство  Военно-морского флота..

 Яркой личностью в этой династии стал Стефан Волков, который занимался не только торговлей.

Он неоднократно избирался гласным городской Думы , был товарищем (заместителем) директора Городского общественного банка,  являлся попечителем Крестовоздвиженского приходского училища и женской прогимназии, внес денежный вклад на строительство Успенского кафедрального собора и много лет, почти до смерти в 1918 году, был старостой этого храма. В 1895 году С. С. Волков присутствовал  на коронации императора Николая II.

Продолжили купеческую традицию и новое поколение – сыновья Василия Стефан и Федор. Семейное древо Волковых имеет множество поколений. Сегодня в  Омске живут представители пятого, шестого, седьмого и восьмого поколений знаменитой купеческой семьи. Русина Волкова, живущая сегодня в Нью-Йорке, относится к 5 поколению (по линии Родиона), а Анастасия Шашева (г.Омск) к 6 поколению (по линии Василия). Среди живущих ныне омичей, продолжающих род Волковых, – люди разных профессий: юристы, врачи, учителя, бухгалтеры.

Шкатулка принадлежала семье Василия. Куплена на ярмарке купцом и, подаренная  жене для хранения женских украшений и драгоценностей. Время изготовления шкатулки – конец 19 в., так что ей уже более 100 лет. В те времена шкатулки вошли в моду в Сибири и славились своим разнообразием. Их изготавливали из дерева, камня, металла, обшивали тканью, украшали рисунками.

Данная шкатулка сделана мастером из прессованного картона и обклеена благородной, дорогой тканью -бархатом коричневого цвета и внутри также отделана тканью зеленого цвета.

Имеется застежка и специальный замочек, а ключик от него хранился только у хозяйки.

Конечно, за такой большой период шкатулка потеряла свою красоту, но ценна тем, что хранит историю целой семьи.

В 1937 г. драгоценности, как и все имущество, были конфискованы, а вот шкатулка передавалась по наследству 

по женской линии. Потомки династии Волковых сохранили шкатулку как память о своих предках и подарили Тюкалинскому музею.

Сибирские зимы известны были своими морозами и поэтому неизменным атрибутом  купцов были шубы. Потомки очень бережно относятся к памяти своих предков и  им удалось  сохранить пальто  Волкова Стефана, сына Василия, купца второй гильдии, названного в честь дяди.  Следует сказать, что в династии Волковых сложилась традиция называть детей в честь старших родственников, ей следуют и по сегодняшний день.

Благодаря бережному уходу, тулуп, а именно так называли такой вид одежды, сохранился хорошо, пролежав в сундуке более 100 лет. Носил этот тулуп Стефан с 1911 г. и до 1917 г.

Тулуп представляет собой типичную зимнюю одежду сибирских купцов. Сверху прочное темное сукно, внутри подбитое лисьим мехом. Он очень тяжелый по весу, но зато хорошо выполнял свою функцию – держать тепло и согревать хозяина.

Воротник тоже теплый. Изготовлен из цигейки.

Тулуп длинный, чтобы не мерзли ноги. Ведь купцу приходилось по сибирскому тракту проезжать многие верста с товаром на Ирбитскую или Нижегородскую ярмарки, проверять работу своих.магазинов.

А еще у этого тулупа был секрет: внутри имелся потайной мешочек для денег, справа у рукава. Всякое могло случится в дороге или на ярмарке и поэтому купец надежно прятал деньги. Тайник среди меха и не сразу обнаружишь.

После репрессий и конфискации имущества, Стефан ходил в телогрейке, не решаясь снова надеть купеческую одежду. Так тулуп и дождался своего часа быть выставленным в Тюкалинском музее и посетители могут прикоснуться к истории, услышать о тех, кто развивал торговлю и строил город, создавая каменные здания, повышая статус Тюкалинска.

Конечно, недешево стоила такая одежда, но она не только приобреталась для тепла, но и отражала статус купеческого сословия. Сразу было видно- идет купец.  Точно такой же тулуп был у брата Стефана Федора и тоже сохранился потомками Волковых.

Приходите в музей и вы сможете увидеть старинные вещи и еще больше узнать о купцах Волковых. А если у вас также есть старинные предметы и вы также как потомки династии Волковых их сохранили, приносите в музей, чтобы не только вы, но и другие люди узнали больше о жизни Тюкалинска прошлых веков.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧАСОВ

История создания часов насчитывает несколько тысяч лет. Издавна человек пытался измерить время, сначала по дневному и ночному светилам и звездам, затем с помощью примитивных приспособлений и, наконец, применяя современные высокоточные сложнейшие механизмы, электронику и даже ядерную физику.

История развития часов это непрерывное совершенствование точности измерения времени. Достоверно известно, что в Древнем Египте измеряли время в сутках, разделяя его на два периода по 12 часов. Есть также сведения, что современная шестидесятиричная модель измерения пришла из Шумерского Царства около 2000 года до нашей эры.

Принято считать, что история создания часов начинается с изобретения солнечных часов или гномона. Такими часами представлялось возможным измерять только дневное время, так как в основе принципа их действия лежала зависимость расположения и длины тени от положения солнца.

История создания водяных часов начинается в Древней Персии и Китае около 2500 - 1600 года до нашей эры. А оттуда, вполне вероятно с торговыми караванами, водяные часы были завезены в Египет и Грецию.

Огненными часами пользовались около 3000 лет тому назад в Китае, во времена первого императора этой страны по имени Фо-хи. Распространены огневые часы были в Японии и Персии.

Создание песочных часов датируется приблизительно около III века до нашей эры во времена ученого Архимеда. Местом их изобретения долгое время считалась Древняя Греция, однако некоторые археологические находки позволяют предполагать, что первые песочные часы были созданы жителями Ближнего Востока.

История создания первых механических часов начинается в 725 году нашей эры в Китае и является значимым событием в истории развития часов. Хотя, еще ранее, предположительно во II-м веке до нашей эры в Древней Греции, был создан механизм, позволяющий отслеживать с большой точностью положения небесных тел. Этот механизм состоял из 30 шестеренок помещенных в корпус из дерева, на лицевой и тыльной сторонах которого имелись циферблаты со стрелками. Этот древнейший механический календарь можно определить как прототип первых механических часов.

С открытием электричества берет свое начало история электрических часов, изобретенных в середине XIX века. Создание и дальнейшее развитие электрических часов положило конец неудобству по синхронизации времени в разных частях света.

В 1847 году миру были представлены электрические часы, разработанные англичанином А. Бейном, в основу которых был положен следующий принцип: раскачивающийся посредством электромагнита маятник переодически замыкал контакт, а электромагнитный счетчик, который соединен был системой шестерен со стрелками часов, считывал и ссумировал количество колебаний.

В 1955 году история развития часов совершила крутой поворот. Британец Луи Эссен заявил о создании первых атомных часов на цезии-133. Они обладали небывалой точностью. Погрешность составляла одну секунду на миллион лет. Устройство стали считать цезиевым эталоном частоты. Всемирным стандартом времени стал эталон атомных часов.

Начало 70-х годов 20-го века является точкой отчета истории создания и развития электронных часов, осуществляющих показ времени не стрелками, а при помощи светодиодов, которые, хотя и были изобретены в середине 20-х годов, практическое применение нашли лишь через десятилетия.

Коллекция часов Тюкалинского историко-краеведческого музея насчитывает порядка шестидесяти предметов основного фонда.

В коллекции представлено 37 настенных часов. Из них 12 – это часы типа «ходики». Есть в коллекции настенные часы с «кукушкой». Часы механические с гиревым приводом и звуковым сигналом «кукушка», оформлены в виде избушки с двускатной крышей. Таких часов в коллекции 6 шт. Большинство из них датированы XIX веком.

Часы украшали не только стены, но и камины. В большей степени это были механические каминные часы. В музее хранятся такие часы. Циферблат круглый золотистый с металлическим ободком по окружности, на деревянном основании.

Коллекцию часов дополняют песочные часы для проведения опытов в школе. Часы изготовлены в 1970 годы. Они представляют два сосуда, соединенных узкой горловиной. Для устойчивости края сосудов заключены в пластмассовую подставку. Один из сосудов частично заполнен мелким песком.

В составе коллекции часов есть наручные – мужские и женские. Классические наручные часы имеют строгий дизайн, круглый корпус, классический циферблат, кожаный ремешок.

Коллекция часов постоянно пополняется. Жители города и района приносят в музей часы разного периода: от старинных до современных электронных. Некоторые часы из музейной коллекции, принятые на хранение, находятся в нерабочем состоянии, но это нисколько не умаляет их ценности. Коллекция часов, как и отдельные его виды, постоянно используются в экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности музея.

СОЛДАТСКАЯ ЛОЖКА 

Солдатская ложка – не только память о семье, но, и свидетель тысячи четырехсот восемнадцати кошмарных дней и ночей войны...

Как ложка помогала солдатам выживать и приобретать новые силы.

Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали люди и солдаты в то нелёгкое время. Кухня скрашивала многие стороны тяжелой солдатской службы. Боевое настроение солдат ни в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила веселый вклад в боевую подготовку воинов. Ведь прием пищи для солдат был не просто утолением голода.Это были редкие минуты спокойствия и отдыха, редкие минуты солдатского быта, когда солдат испытывает удовольствие от вкусного борща, гуляша, каши, от общения с другими, думает о своих близких. В этот момент наступает психологическая и физическая релаксация — солдат отдыхает.

«Солдат на фронте без ложки - голодный солдат, а голодный солдат – не боец», - гласит народная пословица. А сами бойцы говорили, что у солдата при себе всегда должно быть «оружие для беды и оружие для еды», то есть автомат и ложка.

Солдатская ложка. Что в ней особенного? Да в том, что она, эта ложка, тоже помогала солдатам воевать. Находясь на фронте от звонка до звонка и практически не вылезая с передовой, ни одного дня солдат не был голодным. Отступали ли, наступали, а полевая кухня или солдаты с термосами прибывали как штык, и ложки начинали активно действовать.

Что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паёк, в разных родах войск были разные нормы. В основном в паёк входило: хлеб ржаной и пшеничный, супы с мясом, рыбой, овощные, готовили каши и макаронные изделия. Во время выступлений выдавали сухой паёк, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или не возможности их доставки к месту боёв. Только иногда приходилось прибегать к НЗ – неприкосновенному запасу, но и тогда требовалась ложка.

 

Солдатская ложка — свидетель тысячи четырехсот восемнадцати кошмарных дней и ночей войны... На фронте у каждого солдата имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье. Выдавалась солдату уставная алюминиевая ложка выпуска завода «Красный выборжец», маркированная клеймом. У каждого солдата одинаковый набор снаряжения, с этим снаряжением нужно что-то делать, чтобы его отличать. Здесь уже шла фантазия, кто во что горазд – кто-то рисовал на ложках, кто её просто несколько раз перекручивал.

Так же использовались любые ложки, какие мог достать солдат: деревянные, оловянные, латунные, алюминиевые, серебряные. Если не было возможности найти заводскую, то их делали из подручных материалов. Проще всего было вырезать из дерева, но изготавливали и из алюминия или олова литьём.

Форму сделать было просто: в глине делали оттиск имевшейся в наличии ложки, на костре плавили металл и заливали в форму. Иногда ложки мастерили из других материалов, например из жести. Эти кухонные принадлежности украшали подписями и рисунками.

Обыкновенная алюминиевая ложка накормила не одну роту солдат. Легкая и практичная прошла она самые суровые полевые испытания и условия. Верным спутником, прошагав с армейцами не один десяток километров.

Алюминиевая ложка

как прекрасна, как проста,

Но солдату эта ложка

очень – очень дорога!

С ней солдат не расстаётся

На привале и в бою.

Алюминиевая ложка

помогает жить ему.

Ведь без ложки и без щей

Будет наш солдат слабей!

С автоматом наравне

Ложка служит всей стране! (Климова Н.В.)

Ложка была верным другом солдату во время войны. Тому доказательством служит монолог Юрия Михайловича Погорельского, советского и российского драматурга, журналиста, писателя, поэта-песенника «Сказ о солдатской ложке»:

Верст больших и трудных тыщи

Прошагал солдат в войну,

И носил за голенищем

Он штуковину одну.

И с великою охотой

Доставал ее, когда

Краткий отдых был у роты,

А еще была еда.

В общем, с нею неразлучен

Был в огне военных лет

И всегда считал, что лучше

И нужнее вещи нет!

Из воспоминаний фронтовиков: «У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, как мы ее называли, «шанцевый инструмент» — алюминиевая штамповка. Но, должен сказать, что она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), — то тебя обязательно убьют. Поэтому, большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. И, поэтому, даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам.

Вследствие того, что ложку носили за голенищем или за обмоткой солдатского ботинка, ее очень легко потерять. И если возникала такая проблема, заместить ложку в боевых условиях нечем, поэтому, приходилось заниматься рукоделием. Большее распространение в технических войсках получили самодельные ложки, которые изготовлялись в мастерских. За счет того, что в танковых частях были мастерские-летучки, там служили механики, которые были рукастые и головастые ребята. Изготавливалась простая форма в песке, туда отливался алюминий из разбитых двигателей и самолетов, в общем, до чего дотянуться можно было. С тех же котелков можно было делать ложки. Отливалась, впоследствии обтачивалась и использовалась в обиходе».

 

«РУБЕЛЬ И ВАЛИК ДЛЯ ГЛАЖКИ БЕЛЬЯ»

До появления утюга способ глажки белья был гораздо более экзотичный – механический. Выстиранную и высушенную вещь аккуратно накручивали на специальную скалку (валик), а затем, положив на сверток рубель, «катали» его по ровной жесткой поверхности с максимально сильным нажимом. Ребристая поверхность рубеля (прямоугольной доски с закругленными зарубками на рабочей поверхности и рукояткой) разминала жесткую после стирки ткань и разглаживала «морщины».

 

 

Рубель часто украшали замысловатыми узорами и преподносили в качестве подарка. Так, завидный жених вполне мог подарить рубель красавице на выданье (вырезав в дополнение к узору инициалы девушки), а заодно и проверить будущую хозяйку на «годность».

«Декоративно-утилитарные» вариации рубеля часто намеренно изготавливались похожими на женский силуэт: утолщенный конец рукоятки напоминал голову, а рабочая часть – туловище.

Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. В одной из боковых торцевых сторон высверливалась резонаторная полость: звук получался громким и гулким. Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.

В фондах историко-краеведческого музея г.Тюкалинска хранятся первые приспособления для глажки белья рубель и валик. Некоторые из них представлены в экспозиции «Уездная улица», остальные размещены в архиве музея и периодически используются в тематических выставках.

 

«ИСТОРИЯ УТЮГА. УГОЛЬНЫЙ УТЮГ»

Утюг появился в жизни человека более 2000 лет назад. 3а все это время он из обычного булыжника превратился в электрический агрегат с функцией отпаривания и регулируемой мощностью. Попробуем проследить основные этапы развития этого незаменимого бытового прибора.

Слово «утюг» появилось не позднее XVII века и берет начало из тюркского языка. Происходит оно от глагола скользить, «гладить» и буквально означает – то, с помощью чего гладят. Как гладили до появления утюга?

Наидревнейшим предком утюга археологи признают плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках ацтеков запечатлен процесс глажения: на ровной поверхности камня раскладывали влажную одежду, сверху накрывали другим камнем и оставляли до высыхания. Часть складок, таким образом, исчезала. А древним грекам в IV веке до н. э. удавалось успешно добиваться эффекта плиссировки с помощью горячего металлического прута и виде скалки. Уже тогда люди понимали, что воздействие температуры (тепла) облегчает процесс. Долго такая плиссировка не держалась. Для создания различных складок на одежде греческие модницы использовали прутики и камешки-грузила.

Двумя столетиями позднее римляне стали разглаживать замины и складки на одежде металлическим молотком. Но, далеко не любая туника могла выдержать подобное. Также для глажения в Риме применяли пресс из дерева: белье укладывали между двумя деревянными пластинами, которые сильно прижимали друг к другу при помощи тисков. Эффект достигался благодаря давлению. В Китае уже в IV веке использовали для глажки специальную посуду с длинной ручкой, очень напоминающую сковороду. Ее наполняли раскаленными углями. Это было эффективно, но крайне неудобно – угли высыпались и прожигали одежду.

На Руси развитие шло своим особенным путем. Белье не разглаживали, а наоборот, мяли еще сильнее. Для этого использовали два приспособления: рубель и скалку. На скалку (гладко оструганную палку) наматывали белье и прокатывали его по столу с помощью рифленого рубеля. Его длина была около 60 см, а ширина примерно 20 см. В каждой местности рубель назывался по своему: «раскатка», «ребра», «пральник», «гранчак». А скалку еще называли «вальком». Мастера украшали рубель резными узорами. Приходилось прикладывать колоссальные усилия, чтобы рельефно выступающие деревянные ребра рубеля хорошо раскатали замины на ткани. Этот метод имел большой плюс, так как материя была довольно грубая, а после такой «прокатки» она становилась мягче. Но, часто бывало, что ткань растягивалась и одежда теряла свою форму. Что интересно, этот принцип применяется до сих пор в некоторых гладильных машинах. В глухих деревнях рубель и скалку применяли вплоть до середины ХХ века. Вообще, до появления первого утюга в качестве разглаживающего приспособления, использовали то, что было под рукой: стеклянные шары, отрезанные донышки от бутылок, железные кружки, которые наполняли горячей водой, и т.д. Это было оправдано, так как одежда делалась простая по крою из грубых материалов. С появлением же более деликатных тканей и сложных фасонов возникла острая необходимость в более совершенном устройстве.

Первые утюги

Утюг, похожий на современный, был известен в Китае около двух с половиной тысяч лет назад. Первое упоминание о металлическом утюге на территории России найдено в книге записей расходов монаршей особы в 1636 году: кузнец Иван Трофимов получил 5 алтын за изготовление утюга в царские палаты. Железные, бронзовые и чугунные утюги вошли в наш быт в эпоху Петра I и просуществовали в России вплоть до 1967 года. Первые утюги были цельнолитыми. Разогревались они на открытом огне на печи, позднее на газовых плитах. Такие утюги были довольно тяжелыми, их вес мог достигать 12 кг. Нагревались они не менее получаса, а остывали гораздо быстрее. Неудобной была и металлическая ручка, которая нагревалась вместе с утюгом. Поэтому, со временем цельнолитые утюги были усовершенствованы: их стали делать парными (одним утюгом утюжили, второй в это время нагревался на печи) с одной общей съемной ручкой. Ручка либо вдевалась в утюг, как ремень в шлевки брюк, либо крепилась по принципу прищепки. Эти новшества сделали процесс глажения непрерывным, расход металла более экономным, а также исключили нагрев съемной ручки. Утюги были вещью достаточно дорогой. Их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие этого предмета в доме считалось символом достатка и благополучия. Иногда его даже выставляли в качестве украшения на салфетке рядом с самоваром. К изготовлению утюга некоторые кузнецы подходили творчески, превращая его в произведение искусства: утюг приобретал, например, вид дельфина, льна или корабля. Простые утюги отливали из чугуна, а более дорогие – из бронзы, которую инкрустировали медью или серебром. Ручки утюгов, чтобы они не нагревались, могли делать из дерева.

В ХVIII веке в России началось промышленное производство утюгов. Своими утюгами прославились, например, Демидовские заводы. Ассортимент гладильных приспособлений был очень разнообразен: выпускали утюги для шляп, кружев, манжет и даже бильярдных столов (утюжить сукно). Еще делали маленькие металлические подошвы в виде капли или овала на длинной ручке, приваренной к подошве под углом – это приспособления для утюжки рукавов. Были даже специальные «утюги» для перчаток – в виде металлической руки. И если цельнолитые утюги для толстого сукна и других подобных материалов весили десяток килограммов, то вес утюжка размером с пол-ладони был около 100 граммов.
На Руси, глядя на то, как будущая невеста утюжила одежду, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой – девушка сильная и станет хорошей хозяйкой, если двумя – слабая, и замуж ей еще рано.

Угольный утюг

Самым популярным все-таки стал утюг с горящими углями, который пришел на смену цельнолитому в середине ХVIII века. Он был более сложным в изготовлении, что отразилось и на его цене. Утюг изготавливался полым с боковыми дырочками (для вентиляции, чтобы угли лучше грели). Раскаленные угли (как правило, березовые) помещали внутрь корпуса, у которого было двойное дно (для удобства чистки от золы), и закрывали крышкой. Удобство такой конструкции было относительным. Утюгом нужно было постоянно размахивать, усиливая вентиляцию. Угли могли высылаться из боковых отверстий, испачкать и прожечь одежду. Со временем угольный утюг усовершенствовался: обзавелся трубой, колосниковыми решетками. Трубы улучшали тягу и предохраняли руки от ожогов, отводя лишнее тепло. Решетку же клали под угли утюга, чтобы они не касались его подошвы и не создавали горячие точки.

С незапамятных времен существует поговорка: «Портной гадит, утюг правит». Суть предназначения утюга эта поговорка отражает очень верно. С его помощью можно «спасти» изделие, выполнив сутюжку или оттяжку швов.

Угольный утюг просуществовал и был популярным почти сто лет, даже когда Юрий Гагарин уже побывал в космосе, русские женщины все еще продолжали гладить чугунными цельнолитыми утюгами, которые разогревали на плите.

Угольные утюги исчезли только потому, что уголь стал дефицитом. Почему так произошло? Во многом виновата война, которая надолго затормозила прогресс в бытовой сфере. В первые годы войны электророзетки были приравнены к шпионской аппаратуре. Электроснабжение городов было максимально снижено. По домам ходили патрули, опечатывая розетки и изымая электроплитки и обогреватели. Конечно, пользоваться электроутюгами было нереально в таких условиях. После войны быт налаживался еще очень долго, электроприборы были дефицитом и недосягаемой роскошью. Люди пользовались чугунными утюгами: не ломается, электричества не требует, да и перебои с электроэнергией не влияют.

В советское время стали понемногу уходить от такого предмета быта. Сегодня, угольный утюг в доме считается антикварной вещью.

В фондах историко-краеведческого музея насчитывается порядка 15 угольных утюгов. Первые поступления экспонатов были зафиксированы в 1993 году. В конце 20 столетия музейные коллекции пополнили утюгами школьники, студенты сельскохозяйственного техникума, жители Тюкалинска. Некоторые предметы были найдены сотрудниками музея.