image1

История одного предмета

СОЛДАТСКАЯ ЛОЖКА 

Солдатская ложка – не только память о семье, но, и свидетель тысячи четырехсот восемнадцати кошмарных дней и ночей войны...

Как ложка помогала солдатам выживать и приобретать новые силы.

Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали люди и солдаты в то нелёгкое время. Кухня скрашивала многие стороны тяжелой солдатской службы. Боевое настроение солдат ни в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила веселый вклад в боевую подготовку воинов. Ведь прием пищи для солдат был не просто утолением голода.Это были редкие минуты спокойствия и отдыха, редкие минуты солдатского быта, когда солдат испытывает удовольствие от вкусного борща, гуляша, каши, от общения с другими, думает о своих близких. В этот момент наступает психологическая и физическая релаксация — солдат отдыхает.

«Солдат на фронте без ложки - голодный солдат, а голодный солдат – не боец», - гласит народная пословица. А сами бойцы говорили, что у солдата при себе всегда должно быть «оружие для беды и оружие для еды», то есть автомат и ложка.

Солдатская ложка. Что в ней особенного? Да в том, что она, эта ложка, тоже помогала солдатам воевать. Находясь на фронте от звонка до звонка и практически не вылезая с передовой, ни одного дня солдат не был голодным. Отступали ли, наступали, а полевая кухня или солдаты с термосами прибывали как штык, и ложки начинали активно действовать.

Что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паёк, в разных родах войск были разные нормы. В основном в паёк входило: хлеб ржаной и пшеничный, супы с мясом, рыбой, овощные, готовили каши и макаронные изделия. Во время выступлений выдавали сухой паёк, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или не возможности их доставки к месту боёв. Только иногда приходилось прибегать к НЗ – неприкосновенному запасу, но и тогда требовалась ложка.

 

Солдатская ложка — свидетель тысячи четырехсот восемнадцати кошмарных дней и ночей войны... На фронте у каждого солдата имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье. Выдавалась солдату уставная алюминиевая ложка выпуска завода «Красный выборжец», маркированная клеймом. У каждого солдата одинаковый набор снаряжения, с этим снаряжением нужно что-то делать, чтобы его отличать. Здесь уже шла фантазия, кто во что горазд – кто-то рисовал на ложках, кто её просто несколько раз перекручивал.

Так же использовались любые ложки, какие мог достать солдат: деревянные, оловянные, латунные, алюминиевые, серебряные. Если не было возможности найти заводскую, то их делали из подручных материалов. Проще всего было вырезать из дерева, но изготавливали и из алюминия или олова литьём.

Форму сделать было просто: в глине делали оттиск имевшейся в наличии ложки, на костре плавили металл и заливали в форму. Иногда ложки мастерили из других материалов, например из жести. Эти кухонные принадлежности украшали подписями и рисунками.

Обыкновенная алюминиевая ложка накормила не одну роту солдат. Легкая и практичная прошла она самые суровые полевые испытания и условия. Верным спутником, прошагав с армейцами не один десяток километров.

Алюминиевая ложка

как прекрасна, как проста,

Но солдату эта ложка

очень – очень дорога!

С ней солдат не расстаётся

На привале и в бою.

Алюминиевая ложка

помогает жить ему.

Ведь без ложки и без щей

Будет наш солдат слабей!

С автоматом наравне

Ложка служит всей стране! (Климова Н.В.)

Ложка была верным другом солдату во время войны. Тому доказательством служит монолог Юрия Михайловича Погорельского, советского и российского драматурга, журналиста, писателя, поэта-песенника «Сказ о солдатской ложке»:

Верст больших и трудных тыщи

Прошагал солдат в войну,

И носил за голенищем

Он штуковину одну.

И с великою охотой

Доставал ее, когда

Краткий отдых был у роты,

А еще была еда.

В общем, с нею неразлучен

Был в огне военных лет

И всегда считал, что лучше

И нужнее вещи нет!

Из воспоминаний фронтовиков: «У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, как мы ее называли, «шанцевый инструмент» — алюминиевая штамповка. Но, должен сказать, что она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), — то тебя обязательно убьют. Поэтому, большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. И, поэтому, даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам.

Вследствие того, что ложку носили за голенищем или за обмоткой солдатского ботинка, ее очень легко потерять. И если возникала такая проблема, заместить ложку в боевых условиях нечем, поэтому, приходилось заниматься рукоделием. Большее распространение в технических войсках получили самодельные ложки, которые изготовлялись в мастерских. За счет того, что в танковых частях были мастерские-летучки, там служили механики, которые были рукастые и головастые ребята. Изготавливалась простая форма в песке, туда отливался алюминий из разбитых двигателей и самолетов, в общем, до чего дотянуться можно было. С тех же котелков можно было делать ложки. Отливалась, впоследствии обтачивалась и использовалась в обиходе».

 

«РУБЕЛЬ И ВАЛИК ДЛЯ ГЛАЖКИ БЕЛЬЯ»

До появления утюга способ глажки белья был гораздо более экзотичный – механический. Выстиранную и высушенную вещь аккуратно накручивали на специальную скалку (валик), а затем, положив на сверток рубель, «катали» его по ровной жесткой поверхности с максимально сильным нажимом. Ребристая поверхность рубеля (прямоугольной доски с закругленными зарубками на рабочей поверхности и рукояткой) разминала жесткую после стирки ткань и разглаживала «морщины».

 

 

Рубель часто украшали замысловатыми узорами и преподносили в качестве подарка. Так, завидный жених вполне мог подарить рубель красавице на выданье (вырезав в дополнение к узору инициалы девушки), а заодно и проверить будущую хозяйку на «годность».

«Декоративно-утилитарные» вариации рубеля часто намеренно изготавливались похожими на женский силуэт: утолщенный конец рукоятки напоминал голову, а рабочая часть – туловище.

Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. В одной из боковых торцевых сторон высверливалась резонаторная полость: звук получался громким и гулким. Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.

В фондах историко-краеведческого музея г.Тюкалинска хранятся первые приспособления для глажки белья рубель и валик. Некоторые из них представлены в экспозиции «Уездная улица», остальные размещены в архиве музея и периодически используются в тематических выставках.

 

«ИСТОРИЯ УТЮГА. УГОЛЬНЫЙ УТЮГ»

Утюг появился в жизни человека более 2000 лет назад. 3а все это время он из обычного булыжника превратился в электрический агрегат с функцией отпаривания и регулируемой мощностью. Попробуем проследить основные этапы развития этого незаменимого бытового прибора.

Слово «утюг» появилось не позднее XVII века и берет начало из тюркского языка. Происходит оно от глагола скользить, «гладить» и буквально означает – то, с помощью чего гладят. Как гладили до появления утюга?

Наидревнейшим предком утюга археологи признают плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках ацтеков запечатлен процесс глажения: на ровной поверхности камня раскладывали влажную одежду, сверху накрывали другим камнем и оставляли до высыхания. Часть складок, таким образом, исчезала. А древним грекам в IV веке до н. э. удавалось успешно добиваться эффекта плиссировки с помощью горячего металлического прута и виде скалки. Уже тогда люди понимали, что воздействие температуры (тепла) облегчает процесс. Долго такая плиссировка не держалась. Для создания различных складок на одежде греческие модницы использовали прутики и камешки-грузила.

Двумя столетиями позднее римляне стали разглаживать замины и складки на одежде металлическим молотком. Но, далеко не любая туника могла выдержать подобное. Также для глажения в Риме применяли пресс из дерева: белье укладывали между двумя деревянными пластинами, которые сильно прижимали друг к другу при помощи тисков. Эффект достигался благодаря давлению. В Китае уже в IV веке использовали для глажки специальную посуду с длинной ручкой, очень напоминающую сковороду. Ее наполняли раскаленными углями. Это было эффективно, но крайне неудобно – угли высыпались и прожигали одежду.

На Руси развитие шло своим особенным путем. Белье не разглаживали, а наоборот, мяли еще сильнее. Для этого использовали два приспособления: рубель и скалку. На скалку (гладко оструганную палку) наматывали белье и прокатывали его по столу с помощью рифленого рубеля. Его длина была около 60 см, а ширина примерно 20 см. В каждой местности рубель назывался по своему: «раскатка», «ребра», «пральник», «гранчак». А скалку еще называли «вальком». Мастера украшали рубель резными узорами. Приходилось прикладывать колоссальные усилия, чтобы рельефно выступающие деревянные ребра рубеля хорошо раскатали замины на ткани. Этот метод имел большой плюс, так как материя была довольно грубая, а после такой «прокатки» она становилась мягче. Но, часто бывало, что ткань растягивалась и одежда теряла свою форму. Что интересно, этот принцип применяется до сих пор в некоторых гладильных машинах. В глухих деревнях рубель и скалку применяли вплоть до середины ХХ века. Вообще, до появления первого утюга в качестве разглаживающего приспособления, использовали то, что было под рукой: стеклянные шары, отрезанные донышки от бутылок, железные кружки, которые наполняли горячей водой, и т.д. Это было оправдано, так как одежда делалась простая по крою из грубых материалов. С появлением же более деликатных тканей и сложных фасонов возникла острая необходимость в более совершенном устройстве.

Первые утюги

Утюг, похожий на современный, был известен в Китае около двух с половиной тысяч лет назад. Первое упоминание о металлическом утюге на территории России найдено в книге записей расходов монаршей особы в 1636 году: кузнец Иван Трофимов получил 5 алтын за изготовление утюга в царские палаты. Железные, бронзовые и чугунные утюги вошли в наш быт в эпоху Петра I и просуществовали в России вплоть до 1967 года. Первые утюги были цельнолитыми. Разогревались они на открытом огне на печи, позднее на газовых плитах. Такие утюги были довольно тяжелыми, их вес мог достигать 12 кг. Нагревались они не менее получаса, а остывали гораздо быстрее. Неудобной была и металлическая ручка, которая нагревалась вместе с утюгом. Поэтому, со временем цельнолитые утюги были усовершенствованы: их стали делать парными (одним утюгом утюжили, второй в это время нагревался на печи) с одной общей съемной ручкой. Ручка либо вдевалась в утюг, как ремень в шлевки брюк, либо крепилась по принципу прищепки. Эти новшества сделали процесс глажения непрерывным, расход металла более экономным, а также исключили нагрев съемной ручки. Утюги были вещью достаточно дорогой. Их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие этого предмета в доме считалось символом достатка и благополучия. Иногда его даже выставляли в качестве украшения на салфетке рядом с самоваром. К изготовлению утюга некоторые кузнецы подходили творчески, превращая его в произведение искусства: утюг приобретал, например, вид дельфина, льна или корабля. Простые утюги отливали из чугуна, а более дорогие – из бронзы, которую инкрустировали медью или серебром. Ручки утюгов, чтобы они не нагревались, могли делать из дерева.

В ХVIII веке в России началось промышленное производство утюгов. Своими утюгами прославились, например, Демидовские заводы. Ассортимент гладильных приспособлений был очень разнообразен: выпускали утюги для шляп, кружев, манжет и даже бильярдных столов (утюжить сукно). Еще делали маленькие металлические подошвы в виде капли или овала на длинной ручке, приваренной к подошве под углом – это приспособления для утюжки рукавов. Были даже специальные «утюги» для перчаток – в виде металлической руки. И если цельнолитые утюги для толстого сукна и других подобных материалов весили десяток килограммов, то вес утюжка размером с пол-ладони был около 100 граммов.
На Руси, глядя на то, как будущая невеста утюжила одежду, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой – девушка сильная и станет хорошей хозяйкой, если двумя – слабая, и замуж ей еще рано.

Угольный утюг

Самым популярным все-таки стал утюг с горящими углями, который пришел на смену цельнолитому в середине ХVIII века. Он был более сложным в изготовлении, что отразилось и на его цене. Утюг изготавливался полым с боковыми дырочками (для вентиляции, чтобы угли лучше грели). Раскаленные угли (как правило, березовые) помещали внутрь корпуса, у которого было двойное дно (для удобства чистки от золы), и закрывали крышкой. Удобство такой конструкции было относительным. Утюгом нужно было постоянно размахивать, усиливая вентиляцию. Угли могли высылаться из боковых отверстий, испачкать и прожечь одежду. Со временем угольный утюг усовершенствовался: обзавелся трубой, колосниковыми решетками. Трубы улучшали тягу и предохраняли руки от ожогов, отводя лишнее тепло. Решетку же клали под угли утюга, чтобы они не касались его подошвы и не создавали горячие точки.

С незапамятных времен существует поговорка: «Портной гадит, утюг правит». Суть предназначения утюга эта поговорка отражает очень верно. С его помощью можно «спасти» изделие, выполнив сутюжку или оттяжку швов.

Угольный утюг просуществовал и был популярным почти сто лет, даже когда Юрий Гагарин уже побывал в космосе, русские женщины все еще продолжали гладить чугунными цельнолитыми утюгами, которые разогревали на плите.

Угольные утюги исчезли только потому, что уголь стал дефицитом. Почему так произошло? Во многом виновата война, которая надолго затормозила прогресс в бытовой сфере. В первые годы войны электророзетки были приравнены к шпионской аппаратуре. Электроснабжение городов было максимально снижено. По домам ходили патрули, опечатывая розетки и изымая электроплитки и обогреватели. Конечно, пользоваться электроутюгами было нереально в таких условиях. После войны быт налаживался еще очень долго, электроприборы были дефицитом и недосягаемой роскошью. Люди пользовались чугунными утюгами: не ломается, электричества не требует, да и перебои с электроэнергией не влияют.

В советское время стали понемногу уходить от такого предмета быта. Сегодня, угольный утюг в доме считается антикварной вещью.

В фондах историко-краеведческого музея насчитывается порядка 15 угольных утюгов. Первые поступления экспонатов были зафиксированы в 1993 году. В конце 20 столетия музейные коллекции пополнили утюгами школьники, студенты сельскохозяйственного техникума, жители Тюкалинска. Некоторые предметы были найдены сотрудниками музея.

БУК "Тюкалинский историко-краеведческий музей", @2014-2021