image1

Старинное подворье

Сегодня тема нашей выставки - «Старинное подворье».

    Подво́рье — чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Его нужно было содержать в порядке, развивать. Поэтому нужны были сила, здоровье, ловкость, мастерство в работе. Вести хозяйство на Руси было непросто. Быт сибиряков в 19 в. – нач. 20в. -это была совершенно особая жизнь, нисколько непохожая на сегодняшнюю. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но несмотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным. 

    Итак, начнём наше виртуальное путешествие в сибирскую старину.

    Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь — это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе для обеспечения жизни.

   В деревне употреблялась в основном деревянная, гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть   долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетеная из прутьев, соломы. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная, редко, серебряная.

    Сегодня будем говорить о предметах быта, которые были в каждой избе, причем о тех, которые имеют свою давнюю историю и принесены в дар нашими жителями историко-краеведческому музею и о них можно не только послушать, но увидеть, и даже, попробовать в действии. Интересно, конечно, как эти предметы назывались, из какого материала изготовлены, как использовались. А ведь все эти вещи когда-то принадлежали реальным людям.

  Во всех домах, рядом с русской печью, обязательно висели полотенце (рушник) и рукомойник. Рукомойник – висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника, нагибаемый при умывании, расширяющийся или сужающийся кверху.

     Сами слова, рукомойник, умывальник, уже говорят о предназначении данных предметов домашнего обихода: для умывания и мытья рук.

   Неотъемлемой частью «бабьего кута», то есть женской части деревенской избы, был рушник или рукотёрник. В крестьянском быту полотенцем называли полотнище домотканого холста, концы которого украшали вышитыми или ткаными узорами.

   А столовое полотенце, которым вытирали посуду, называлось чашечник. Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой. В древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками. Прядение нитей, ткачество тканей, их отделку выполняли в домашних условиях.

   Старинные полотенца ткали из конопляной нити и льна. Длинные стебли конопли или льна женщины выдергивали из земли, вязали в снопы, и мужики везли их в повозках к реке вымачивать, пока пенька не отстанет от стебля. Потом сушили, мяли на деревянных мялках. А зимой женщины обряжали станы, ткали холщевое полотно на штаны и рубахи, ткали рушники. Ранней весной выкладывали рушники в огороде, чтобы ткань отбелить яркими лучами солнца на таящем снегу. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляли вышивку, кружево, браное ткачество, ленты.

  В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, культовые.

   Полотенца имели различное применение: бытового назначения, которые служили для вытирания рук, лица. Полотенца с яркой вышивкой и домоткаными кружевами, служили для украшения избы. Развешивали их повсюду – на божнице, рамках с семейными фотографиями, зеркалах, на окнах вместо штор, накрывали им свежевыпеченный хлеб. Рушник всегда с человеком – и в радостную минуту, и в горестную. В народных обрядах полотенце играло большую роль: его дарили девушки парням, отдавали повитухе при родах, жертвовали в церковь при болезнях близких.

    Вот она, хозяйка, в русской избе. Жена была обязана наготовить за год мужу и детям определенное количество рубах, портов, полотенец, готовить пищу. Поэтому жену искали здоровую, работящую и умелую. Давайте посмотрим, что у нее было для ведения домашнего хозяйства.

  С появлением печи стали незаменимыми в домашнем хозяйстве ухват, садник, кочерга. И эти старинные предметы можно увидеть нашем музее.

   Главным продуктом на столе был, конечно, хлеб. Поэтому много предметов домашнего обихода было в хозяйстве для выпечки хлеба. Одним из важных предметов хозяйства на Руси считался садник. Его вы видите на первом плане. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали. Ни одна хозяйка не обходилась без ухвата.

Ухват - это деревянная палка с металлической рогаткой на конце, с помощью которого было удобно захватывать и ставить в печь чугуны и чугунки.

     Использовался он для передвигания горшков и чугунов в печи. Так как готовили в русской печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький). Под каждый чугунок был соответственного размера и ухват. Так же, его называли рогач за сходство с рогами, который даже использовали и в качестве оружия.

    Уважительно относились люди на старой Руси к такому предмету домашнего обихода, как кочерга.

   Кочерга́ — инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи. Обычно это толстый железный прут длиной около 50—100 см, загнутый на конце под прямым углом.

  «Кочерга в печи хозяйка» старая пословица и видимо не зря придуманная. Часто люди имели две кочерги. Одна для золы, а другая для самих внутренних действий. Естественно кочерга использовалась не только в хозяйственных целях, а еще и на свадьбах. Свахи брали с собой кочергу и шли домой к невестке якобы выгрести ее из дому как золу из печи. После хорошего сватовства заинтересованные родители связывали метлу и кочергу чтобы свадьба не расстроилась.

   Кажется, уже никого не удивит тот факт, что кочергой лечили. Накаляли ее до красноты и вертели ею вокруг руки пациента на расстоянии 30 см по часовой стрелке вокруг оси. От симптома зависел сам заговор во время процесса. Если спина болела, то водили над ней вдоль кочергой, приговаривая: «Слово мое крепкое и верное. Боль ушла и обратно не пришла».

  Обычно ухват, садник и кочерга хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать в домашних условиях.

   Еще один предмет, связанный с готовкой пищи в печи, вы можете увидеть среди наших экспонатов.

    Что это такое? Чугу́н — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Это слово было заимствовано в XVIII веке из тюркского языка. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью ухватa.

   Объем разный — от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX — начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

   Устье горнила закрывалось печной заслонкой. Вот она, старая, много раз использованная, хранит историю наших предков среди музейных экспонатов.

    Заслонка — лист железа, закрывающий вход в горнило, заслонка может изготавливаться и из дерева. У заслонок всегда имеется ручка металлическая либо из дерева. В русской печи готовят с закрытой заслонкой.

   Чтобы размолоть крупу хозяйка пользовалась настольной ступой с пестом.

   Она была необходима в каждом доме. Ей размалывались практически все зерновые продукты и не только, также, сушёные ягоды, орехи. Это довольно тяжелое приспособление из чугуна, поэтому хозяйке нужно было применить немалую силу, чтобы получить желаемый результат.

   Одной из необходимых вещей была в хозяйстве кринка (крынка). Ведь в каждом хозяйстве держалась корова, а то и не одна. Кринка – расширяющийся к низу удлинённый глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол.

    Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горло, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

   Раз уж речь идет о посуде, нельзя не обратить внимание на такой наш экспонат как туес.

   Туес – это сосуд, как правило, цилиндрической формы, изготовленный из коры берёзы (берёсты).Если чугун долго сохранял приготовленную пищу горячей, то туес был предназначен для сохранения жидкости холодной. Поэтому готовили туеса настоящие мастера. Ведь этот предмет не должен был ни капли жидкости потерять, долго её хранить. Туеса можно разделить по назначению для жидкости и для сыпучих предметов. Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, у каждого из них было своё особое предназначение. В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством - предохранял ее от попадания влаги. В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко, и творог не кисли - в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надёжно защищены от воздействия тепла.

   В туеса наливали мёд, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из берестяного туеса водицы, квасу. В берестяном туеске и водица колодезная студёна, и квас, будто только из погреба достали.

  С берестяными туесами ходили в лес по ягоды – за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора – у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса – не очень большие, с удобными ручками.

   А этот предмет и сейчас у нас в почете. Экспонату много лет, но свое назначение он сохранил.

  Сито – предмет утвари – обруч с натянутой на него частой мелкой сеткой для процеживания, просеивания. Это слово образовалось от глагола «сеять».

   Это устройство для разделения сыпучих масс по величине их составляющих (зёрен, круп, песка и т. п.). Сито хозяйки использовали для просеивания муки перед замесом теста. Так мука насыщалась кислородом, и тесто получалось пышное.

  Нечасто на наших кухнях встретишь сейчас такой интересный предмет как сечка. А в музее он хранится. По-разному его называли в разной местности где-то «сечка» — от слова «сечь», где-то тяпка — от слова «тяпать». Как бы ни менялось название, но неизменным оставалось назначение этого предмета — рубка, измельчение продуктов.

   Рукоять ее могла быть гладкой деревянной либо же массивной металлической, токарной работы, с рельефными ободками для того, чтобы не выскальзывала из руки. Тяжелая цельная металлическая рукоятка усиливала рубящий удар, но и для работы с ней требовались сильные руки. Сечка — это прекрасный инструмент для шинкования и измельчения любых продуктов в деревянном корыте. Использовали его на Руси для рубки мяса, капусты, других овощей, грибов. Корыто изготавливалось из цельной колоды, а изгиб его дна соответствовал изгибу лезвия сечки, для того, чтобы, максимально увеличив поверхность соприкосновения, ускорить и процесс.

   Но не надо думать, что в наше время сечка полностью вышла из обихода. Не только в деревне, но и в городе современные хозяйки используют сечки для рубки мяса, потому как мясо рубленное вкуснее, чем молотое на мясорубке. Также играет свою роль мода на старину и возврат к натуральным продуктам и способам их приготовления. Вот и достают поварихи из кладовок и сундуков бабушкины сечки и корыта, и даже покупают новые.

  У сибирской хозяйки кроме готовки пищи было много дел и для каждого из них она имела приспособления, часть которых используется и сейчас в более усовершенствованном виде, а некоторые ушли в историю. Увидеть и узнать о них можно только в музее.

   Огонь помогал не только в приготовлении пищи, но и давал свет в тёмное время суток, особенно это было ценно зимой, когда светало поздно, а темнело рано. Сначала использовали лучины, затем появились свечи, с появлением керосина - керосиновые лампы.

     Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года.

  В лампу наливался керосин, который смачивал фитиль. Спичкой зажигался огонь, затем сверху надевалось стекло. Сбоку есть приспособление для уменьшения-увеличения огонька. Лампа могла стоять на столе, а могла подвешиваться к потолку. С лампой можно было выходить на улицу, в сарай. Стекло защищало от ветра.

   Важной составляющей русского быта была прялка. Она была особой гордостью хозяйки. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть».

   На донце, сделанное из осины, пряха садилась, на кленовом гребне укрепляла кудель, а на веретено из берёзы наматывала напряденные нити. Прялка - особый предмет, в ней скрестились разные стороны народной жизни: это и орудие труда, служившее женщине с детства до старости: и украшение деревенских посиделок.

   В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо или приводили в движение ножной педалью. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

  С помощью прялки скручивалась (прялись) в нити шерсть домашних или диких животных. Из шерстяных нитей вязали носки, варежки, платки и другую тёплую одежду. В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочерей учились прясть, шить, вышивать матери.

  Интересным в хозяйстве было приспособление для глажки белья. По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля.

 

     Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

   Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку (валёк) и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Семь потов сойдёт с той чистюли, которая хочет выглядеть аккуратной. А ведь ткань, в основном, была льняная, она очень легко мялась и разгладить её было трудно. Рубель был предком нашего утюга.

    На смену рубелю в России появился чугунный утюг.

     Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками. В нашем музее можно увидеть целую коллекцию чугунных утюгов.

   И, конечно, нельзя не показать и не рассказать об уникальном виде обуви, которая есть в каждом музее. Есть она и у нас- лапти.

  Лапти на самом деле в Сибири носили редко, в ходу была другая обувь. И по лаптям легко распознавали семьи переселенцев, которые только переехали сюда из западных губерний. И, хотя, все русское население Сибири в разное время приехало сюда с запада, но первопоселенцы относились к новопоселенцам с некоторым предубеждением, называя их лапотниками .

   Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, берёзы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и обувка называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники, мочалыжники – которые плели из мочала. Лапти плели даже из конских грив и хвостов, их называли волосяники, их чаще носили дома или ходили в них в жаркую погоду. И были ещё лапти плетёные из соломы – соломенники.

  Мы побывали на сибирском подворье и увидели лишь малую часть предметов быта, узнали их назначение. Расширить свои знания о сибирском быте, увидеть старинные экспонаты всегда можно в нашем музее.

А теперь проверьте ваши знания о сибирском быте.

Викторина

     1. Как называлась чистая половина крестьянской избы?

         а)сени

         б)горница

         в)светлица

     2.Непременная спутница русской женщины. Дарилась на память мужем жене, отцом дочери. Подарок, хранившийся всю жизнь, передаваемый из поколения в поколение – это:

       а)прялка

       б)веретено

       в)кокошник

   3. Как называлось в русской избе место, где висели иконы?

       а) Иконостас

       б)Молебная

       в)Красный угол

   4. Предмет крестьянского быта, имевший образ ладьи, коня, птицы, это:

       а) ковш

       б)ведро

       в)бокал

   5. Небольшой берестяной короб с крышкой-это:

       а)корзина

       б)жбан

       в)туес

6. Крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения семени – это:

       а)ступа

       б)чаша

       в)кринка

7. Длинная деревянная палка с рогаткой на конце – это:

       а) кочерга

       б) ухват

       в)багор

8. Наличник –это:

       а) наружная часть окна крестьянского дома

       б)навес над крыльцом

       в)конек на крыше

9. Ни свет ни заря,

       Пошел согнувшись со двора.

О каком предмете крестьянского быта загадка?

     а) топор

     б) коромысло

     в)вилы

10.Универсальный предмет мебели в русской избе?

     а) скамья

     б) стол

     в)табурет

11. Предмет, который в деревне использовался для глажения белья?

     а)утюг

     б)рубель

     в)гиря

Ответили? Правильные ответы узнаете при посещении музея!

Добавить комментарий

БУК "Тюкалинский историко-краеведческий музей", @2014-2020