ЛЕОНОВ ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ
В вечность восемнадцатилетним
Последние выстрелы Великой Отечественной войны отгремели 75 лет назад, но, эхо их все еще раздается и в наши дни. Пропавших без вести на той Великой войне осталось более четырех миллионов. Среди них и около двух тысяч наших земляков.
В настоящее время архивные поиски вести намного легче, чем это было еще пять лет назад. В Интернете появляются новые сайты, помогающие в этом. Одним из главных является сайт Министерства Обороны РФ «Память народа». С каждым годом на страницах сайта появляются новые документы.
Всё больше людей узнают о судьбе своих близких, читают наградные документы и легко устанавливают боевой путь дорогого им человека.
Но, есть такая категория погибших, о которых вспомнить уже и некому.
Леонов Владимир Андреевич родился в 1927 году в селе Бекишево Тюкалинского района Омской области. И, казалось бы, нет ни одной причины волноваться за его судьбу. В самом конце Великой Отечественной войны его призывают на службу в ряды Красной Армии. Отправляют служить на Тихоокеанский флот на подводную лодку Л-19, которая с 1941 – 1945 года несла службу по охране восточных рубежей, помогала сопровождать грузы и не сделала не одного выстрела.
Всё изменилось, когда Советский Союз, верный своим обязательствам вступил в войну с Японией, в августе 1945 года.
В начале Боевых действий против Японии Л-19 находилась в составе 2-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок Тихоокеанского флота в бухте Улисс. 19 августа 1945 года подводная лодка вышла на позицию к порту Румои (северо-западное побережье Хокайдо) для срыва эвакуации южного Сахалина. Подводной лодке ставилась задача, в первую очередь, разведки подходов к порту Румои в ходе подготовки к высадке советских войск на территории Японии, и лишь затем атака боевых кораблей противника в случае их появления в этом районе.
После полудня 21 августа подводная лодка заняла назначенный район, а на исходе следующих суток с подводной лодки был получен доклад о потоплении транспорта и повреждении второго. Утром 22 августа Л-19 торпедировала вспомогательную канонерскую лодку «Shinko Маги №-2», перевозившую японское население южного Сахалина в метрополию. Полученные судном повреждения позволили удержать его на плаву, через четыре часа «Shinko Маш №-2» выбросилось на городскую набережную Румои.
Подводная лодка обнаружила еще одну цель – пароход «Taito Маш» и преследовала судно пять с половиной часов, ведя огонь из орудия. В 6 милях от Румои пароход был потоплен торпедами.
Вечером 22 августа Л-19 получила приказ форсировать пролив Лаперуза для действий в заливе Анива на подходах к Отомари. Подводная лодка подтвердила получение приказа. В 15- 22 23 августа от командира подводной лодки пришло последнее донесение, следующего содержания: «10.22 Атакован ПЛ противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19-00»
Это было последнее донесение Л-19. В дальнейшем подводная лодка запрашивалась всеми видами связи, но, она ответа не дала и в базу из боевого похода не возвратилась.
Вероятными причинами гибели подводной лодки считаются подрыв на японских минных заграждениях при форсировании пролива Лаперуза, гибель в результате атаки неустановленной подводной лодки или столкновение в тумане с японским судном. «Л-19» была последней подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей во второй Мировой войне. На подводной лодке погиб весь экипаж - 64 человека.
Весь экипаж подводной лодки Л-19 посмертно награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени.
Среди них Леонов Владимир Андреевич из села Бекишево. Ему было всего восемнадцать лет, он мало что в своей жизни успел, скорее всего, он не успел жениться и оставить после себя сына или дочь. Скорее всего, его помнили родители, может еще братья и сестры, если они были. Может, и сейчас помнят - это неизвестно. Но, сейчас, благодаря архивным поискам на сайте «Память народа», мы его уже не забудем.
О нем обязательно будут рассказывать на уроках в школах, библиотеках, на экскурсиях в музее.
В 1989 году ограждение рубки УТС-89 установлено в качестве мемориала подводной лодки Л-19 на территории соединения подводных лодок в бухте Малый Улисс.
Ежегодно, в день гибели «Л-19», у него собираются моряки и, преклонив колена, отдают воинские почести. Курсанты принимают здесь присягу. Памятник называют «вечным кораблем».
На мемориале «Боевая слава Тихоокеанского флота» в городе Владивостоке установлены памятные плиты с фамилиями членов экипажей подводных лодок ТОФ, погибших в 1941 – 1945 годах на Тихоокеанском и Северном флотах, в том числе и экипажа ПЛ «Л-19».
Имена всех членов экипажа «Л-19» выбиты на плитах Мемориала Славы на площади Победы в городе Южно-Сахалинске. Есть здесь имя и нашего земляка.
В 2005 году Командующим ТОФ был издан приказ «Об объявлении памятных мест героической гибели кораблей и судов Тихоокеанского флота». Впервые за 60 лет в нем официально объявлено место гибели и отдания почестей Л-19 (Пролив Лаперуза юго-восточнее скалы Камень Опасности – место гибели подводной лодки «Л-19», погибшей в боевом походе в августе 1945 года) и, несмотря на то, что точного места гибели неизвестно, проходящие корабли отдают дань памяти погибшим подводникам.
Спустя 60 лет были организованы поиски. Первый этап экспедиции проходил с 29 июня по 12 августа 2006 года. 10 июля в районе, определенном на основании предположения о том, что подводная лодка столкнулась с неопознанным судном и погибла от таранного удара, был обнаружен крупный объект. Его размеры и очертания соответствовали параметрам Л-19: длина 80 м (без распрямления), ширина 10 м. Возвышение над грунтом 4 м. К сожалению, прибор вышел из строя, и более детально объект рассмотреть не удалось. Программа исследований продолжается.
По данным на начало 2016 года подводная лодка Л-19 к подъему не планировалась.