ИЗ ИСТОРИИ СИБИРСКИХ ЯМЩИКОВ
Московско-Сибирский тракт - самая длинная дорога России. Она складывалась несколько веков, требовался труд не одного поколения. Сибирскому тракту было присвоено всероссийское значение в торговом, административном, почтовом аспектах. Вдоль тракта появлялись поселения, население которых занималось не только скотоводством и земледелием, но и частным извозом.
Ямщина, извоз и дворничество (содержание харчевен, постоялых дворов и т.д.) были одними из старейших промыслов притрактового населения Сибири. Так, ямщицкий промысел был неразрывно связан с Тюкалинском, расположенным на Московско-Сибирском тракте.
В историко-краеведческом музее имеется цикл образовательных уроков, знакомящих с историческим прошлым сибирского города. Одним из таких является урок «Сибирские ямщики». В течение месяца учащиеся лицея, гимназии и сельских школ знакомились с ямщицким промыслом конца 19 – начала 20 вв. в Тюкалинске. Уроки проходили в картинной галерее. Казалось бы, какая здесь связь? Всё дело в том, что художественное творчество неразрывно связано с историей. На выставке А.Куроедова демонстрируются картины, показывающие жизнь ямщиков прошлых столетий.
Прослушав рассказ о ямщиках, где говорилось о занятии ямской гоньбой и извозом, что необходимо было обладать определёнными профессиональными качествами и навыками, школьники смогли представить, насколько это был нелегкий труд. Для выполнения условий контракта ямщику требовалось иметь выносливых лошадей, хорошую упряжь, сани и телеги. А также, он должен был быть физически крепким, выносливым, дисциплинированным. Использовал ямщик в Сибири кафтаны и шубы, бараньи одеяла, шапки, рукавицы-голицы. Зимой в дальнюю дорогу путник надевал валенки, шапку-ушанку, рукавицы, овчинный тулуп или ягу из оленьих, или из собачьих шкур с большим высоким воротником. Всё это можно было увидеть в презентации и на картинах художника. Также, в экспозиции «Улица уездного города», ребята смогли познакомиться с атрибутами ямщицкого промысла и услышать звон колокольчиков.