ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА "ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКОВ"

 Музей поздравляет всех с праздником и приглашает посетить нашу выставку!

Женщина — с нами, когда мы рождаемся,

Женщина — с нами в последний наш час.

Женщина — знамя, когда мы сражаемся,

Женщина — радость раскрывшихся глаз.

Первая наша влюбленность и счастие,

В лучшем стремлении — первый привет.

В битве за право — огонь соучастия,

Женщина — музыка. Женщина — свет.

(Константин Бальмонт)

Женский образ всегда вдохновлял художников, не счесть шедевров мировой живописи с прекрасной дамой – главной героиней картины.

Женщина прекрасна в любой роли, какой бы ни наделил её мастер с кистью. История женского портрета многогранна. Давайте вместе пройдем по галерее женских портретов на нашей выставке и постараемся увидеть красоту женщины в живописи.

В первую очередь, конечно же, образ женщины – матери всегда привлекал художников. Посмотрим некоторые картины, посвященные этой теме.

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти (1483 – 1520 гг.) - наиболее прославленное полотно мирового искусства. Мастер изобразил деву Марию с младенцем Христом, папу Сикста II и святую Варвару.

Рафаэль «Сикстинская Мадонна». 1512-1513 гг.

Молодая женщина прижимает к себе ребенка. В ее глазах читаются беспокойство и страх, но вместе с ними – доверчивость, любовь к сыну и желание его защитить. Мадонна и ребенок смотрят на крестные муки Спасителя и – через них – на прихожан. Мать несет сына навстречу мукам и через них – навстречу людям.

Дева одновременно взволнованна и смиренна, тверда и нежна. Ее окружают ангелы и святые, но сама она – из плоти и крови. Мастерски объединив в одной фигуре столько противоположностей и сознание грядущих страданий, Рафаэль создал один из самых ярких образов материнства в истории искусства.

Алексей Венецианов (1780- 1847гг.) считается основателем жанра русской бытовой живописи.

Алексей Венецианов. «Сенокос». 1820 г.

Идёт сенокос - и работы у матери много. Сюжет деревенский. Он прост и аскетичен. На полотне изображена крестьянка, которая кормит ребенка, оторвавшись от работы в разгар страды.  Так короток отдых у нее в тени этого стога!  Написано всё и продуманно, и лаконично. Красу ощущаем мы в жизни крестьянской, обычной! Весь строй полотна живописен, торжественен, ясен, и каждый тон или оттенок в картине прекрасен. Женщина на тяжелой работе, но она никогда не забывает, что она мать. Дети с ней, они всегда в поле ее зрения и окружены любовью и заботой.

Тема материнства стала одной из основных для Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939гг.) в зрелый период его творчества. Образ матери занимает у него особое место. Он связан с глубоко личными переживаниями. Художник написал эту картину в ожидании рождения дочери и освятил ее в церкви. По сути, это была уже икона, а не картина.

Кузьма Петров-Водкин «Мать». 1913г.

Как правило, художник изображал матерей-крестьянок — красивых, румяных, пышущих здоровьем. Петров-Водкин увлекался иконописью и использовал особые приемы в портретах крестьянок: они походили на Мадонн эпохи Ренессанса.  Духовная связь мамы и ребёнка особая. Она безусловна, у неё нет ни начала, ни конца. Такая безграничная любовь вдохновляла на создание шедевров многих гениев.

В 1950–60-х годах в отечественной живописи появилось новое направление — «суровый стиль».

Сюжеты для таких полотен живописцы черпали из трудовых будней советских граждан и военного прошлого.

В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий (1922 – 2010 гг.).

Михаил Савицкий «Партизанская Мадонна». 1967г.

Излюбленный сюжет художников эпохи Возрождения на холсте Михаила Савицкого представлен по-иному, но пронзает сердце. Его «Партизанская мадонна», которая известна всему миру, так же, как и мадонны да Винчи и Рафаэля, торжествует над войной и разрухой. Она всесильна и всемогуща, ибо она — Мать…Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. Полотно Савицкого напоминает об иконописных традициях: сферическая перспектива, большие цветовые плоскости и яркий, почти сияющий на темном фоне младенец в центре сюжета. Задумчивая кормящая мать с обнаженным ребенком становятся олицетворением мирного прошлого, контрастируя с другими персонажами полотна — уезжающими партизанами и печальной пожилой женщиной.

На темном заднем плане еще более темные фигуры – это мужчины уходят в бой. Однако художник пишет не только мрачное полотно об ужасах войны, но и грядущее торжество жизни: хлеб поспевает, рождаются дети. Материнство здесь – знак продолжения жизни, вопреки всем происходящим вокруг ужасам.

Другой привлекательный образ женщины для многих художников – это  красота и загадочность.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852), гениально сочетал в своем творчестве классические каноны с романтическими веяниями.

Карл Брюллов «Всадница»1832г.

Брюллова называли Карлом Великим, его любили Пушкин, Гоголь, Белинский, Герцен. природы». Перед нами портрет «Всадница» (1832). Девушка выделяется ярким пятном на темном фоне. Этим подчеркивается ее нежность и красота.

Галерею женских портретов русских художников продолжает картина крупнейшего живописца второй половины XIX века, лидера передвижников Ивана Николаевича Крамского (1837-1887).

Крамской И. Н. Неизвестная 1883г.

Молодая, прекрасная, одетая со всей роскошью моды женщина едет в коляске по зимнему Петербургу. На фоне светлого неба четко смотрится гордо откинутая голова красивой дамы, сознающей свое обаяние. Спокойно, холодно взирает незнакомка на окружающих. Во взгляде некая надменность, подчеркнутая горделивой осанкой. Кто она, «Неизвестная» Крамского? Светская дама? Актриса? С кого писал художник эту женщину? Может, образ красавицы просто родился в воображении живописца? Надменность, красота и тайная грусть «Неизвестной» для некоторых ассоциируются с образом Анны Карениной, созданным Л.Н. Толстым. Трудно сказать, кого изобразил Крамской на своем полотне. Бесспорно одно – художник явно любовался своей героиней. Никогда еще Крамской не писал такого многокрасочного, сияющего портрета, никогда не выписывал с такой любовью переливчатый блеск бархата, мягкий ворс меха, атласную поверхность лент и сверкание золотых браслетов. И мы с удовольствием смотрим на гордую красавицу, восхищаясь живописным мастерством Крамского. Белое страусовое перо и светлый шелк, которым подбита бархатная шапочка, оттеняют свежее смуглое лицо. Синий бархатный костюм, украшенный мехом и лентами, хорошо гармонирует с золотистого цвета кожей, обтягивающей сиденье экипажа. Мягкие, плавные линии фигуры полны грации и изящества. И только в огромных, полуприкрытых длинными, пушистыми ресницами глазах притаилась грусть. Эти глаза сверкают, как звезды, и в их сиянии чудится блеск непролитых слез.

В Петербурге в начале ХХ века Валентин Серов (1865-1911), был одним из самых известных и модных художников. Клиенты записывались в очередь, чтобы заказать у него портрет. Живописец требовал от каждого множества сеансов — иногда до сотни, тщательно продумывал образ и его детали и практически никогда не повторял собственные приемы, которые обычно упрощают работу художникам.

 Валентин Серов «Девушка, освещенная солнцем». 1888г.

На картине изображена его кузина Мария Симонович. Художник писал ее в усадьбе Домотканово, в старом саду под липами. Он просил двоюродную сестру во время сеансов вспоминать приятное, сидеть неподвижно и сохранять одно и то же выражение лица.  Художник планировал написать полотно именно в саду, где свет и тень создают переливы красок. Он прорабатывал блики мелкими цветными мазками — можно заметить, как живописец «собрал» из разных оттенков светлую блузку Марии Симонович. Картину почти сразу же выкупил за большие деньги Павел Третьяков, и на первой выставке она уже висела с табличкой «Собственность Третьякова».

Живописца Бориса Кустодиева привлекали темы, связанные с русской провинцией. Художник изображал яркие сцены чаепитий, народных гуляний, ярмарок. Купцов и купчих мастер писал здоровыми, сильными, красивыми и нарядными — в дорогих мехах, роскошных шалях, шелковых платьях и драгоценностях. В образах купцов художника привлекали их вкусы, обычаи и близость с народом: многие были выходцами из крестьянской среды.

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем». 1918 г.

Картина «Купчиха за чаем» — одно из самых известных полотен Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927гг.). Художник изобразил пышную молодую женщину: она сидит за столом, вероятно, на балконе или террасе, на фоне городского пейзажа. Румяная купчиха пьет чай из блюдца, белизну ее плеч подчеркивают складки темного бархатного платья. Перед героиней расположился сверкающий самовар с чайником, узорчатая посуда, сладости и фрукты. Картина иллюстрирует прежнюю богатую жизнь купечества.

Позировала ему баронесса Галина Адеркас, она не была купчихой, а происходила из старинного баронского рода. «Купчихе» Кустодиев прибавил возраста: на эскизах к картине модель выглядит моложе, чем на холсте. Это полотно получило положительные отзывы критиков и художников, участвовало в выставках в России и за рубежом.

Художник Василий Тропинин (1776-1857 гг.) писал и московских купцов, и торговцев из других городов и губерний — даже из отдаленных районов Поволжья и Сибири. Художник был настолько популярен, что полотна ему заказывали даже старообрядцы, хотя их традиции портретов не одобряли.

Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной. 1838г.

Портрет молодой купчихи Екатерины Карзинкиной из семьи торговцев чаем заказали в память о ее присутствии на придворных торжествах. Тропинин запечатлел ее в русском костюме, который вошел в моду при дворе Николая I. Платье из голубого бархата украшают воздушные рукава и вуаль: их полупрозрачными складками мастер передал женственность и обаяние юной модели.

Женщина –борец у Василия Сурикова.  Он писал масштабные исторические полотна: на них художник изображал прошлое России. Одна из самых известных работ художника — картина «Боярыня Морозова». Суриков писал ее четыре года, создал множество эскизов.

Василий Суриков «Боярыня Морозова». 1887г.

Картина «Боярыня Морозова» - один из шедевров В. Сурикова. Картина рассказывает о событиях церковного раскола XVII века. Феодосия Морозова — активная представительница старообрядчества, женщина страстная и фанатичная, которая не поддержала реформ церкви.

Боярыня на холсте изображена в центре композиции лицом к толпе, она закутана в черную шубу. Собравшиеся смотрят на нее с сочувствием, к Морозовой обращены благословения и поклоны. Но взгляд героини устремлен поверх голов. Она полулежит на дровнях с соломой, рука высоко поднята в двоеперстии — особом старообрядческом жесте для благословения или крестного знмения. Ей сочувствуют представители разных сословий: нищие, монахини, странники, знатные молодые боярышни в шубках и цветных платках.

Сурикова восхищала самоотверженность женщины, отказавшейся от беззаботной и полной роскоши боярской жизни и вставшей на дорогу борьбы с царской властью и официальной церковью. Власть сослала боярыню в Боровский монастырь, где она через два года умерла в земляной тюрьме. На полотне Суриков представляет победоносный образ несломленной женщины, которую везут в острог.

Картина «Боярыня Морозова» написана в ярких, звучных, колоритных тонах. Женщина одета в дорогую широкую шубу из бархата, но руки ее повязаны цепью. Суриков придал ее образу черты человека, фанатично преданного идее – лицо женщины сурово и бескровно, глаза лихорадочно блестят. Боярыня выкрикивает толпе прощальные слова, в которых, конечно, снова повторяет свои убеждения, за которые готова идти до конца.

Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.

Во времена СССР было особенное представление о том, какой должна быть женщина: в первую очередь – это труженица, во вторую - жена, мать и полезный член общества. За семьдесят лет образ советского слабого пола претерпевал различные изменения, а художники передавали это в своих полотнах.

Правительство молодого советского государства вместе со строительством коммунизма было очень озабочено формированием образа «новой женщины». Во всём мире должны узнать, что она теперь не слабый пол, а такой же строитель светлого будущего, как и мужчины. Задача представителей искусства была помочь этой общегосударственной цели. Художники теперь писали портреты не изнеженных дам, а смелых и целеустремлённых героинь.

Григорий Ряжский "Делегатка". 1927г.

Григорий Ряжский (1895- 1952гг.) с большой художественной силой показал свободную, равноправную русскую женщину, впервые в истории вышедших на арену активной общественной деятельности. Во всем ее облике сознание свободы и независимости. С гордым чувством собственного достоинства смотрит она на зрителя. На ней простая белая блузка с синим бантом у ворота. Вырез блузки открывает сильную шею. На голове красная косынка. Эта женщина одета по «моде» тех лет. Все в ней просто, непритязательно. В 1938 году работа Ряжского «Делегатка» была отмечена большой золотой медалью на Международной выставке в Париже.

А закончить выставку мы картиной сказочного образа женщины, потому что в этом образе воплощена женская мечта о счастье. Какая же женщина не мечтает быть счастливой матерью, женой, любимой!

Основоположником символизма в русской живописи можно по праву назвать Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Тяготея к символико-философской обобщенности образов, он выработал свой особый живописный язык – широкий мазок «кристаллической» формы, цвет, понятый как окрашенный снег, и краски, сверкающие подобно самоцветам. Врубеля влекли поэтические образы Пушкина и Лермонтова.

Михаил Врубель «Царевна - лебедь». 1900 г.

Картина «Царевна-Лебедь» – это один из самых поэтических женских образов у Врубеля. В сиреневых сумерках весенних северных ночей совершается великое таинство. Покоренная любовью царевича Гвидона и сама познавшая ответное горячее чувство, бессильная перед неминуемой судьбой, Царевна-Лебедь расстается со своей колыбелью – с коварным и любимыми волнами холодного моря; она должна принять облик земного человека, стать женщиной. Уже начинает таять плотное блестящее оперенье лебедя, превращаясь в легкое пушистое облако, которое потом, как девичьи слезы, прольется над робкими весенними лазоревыми цветами. И тяжко ей, и больно, и радостно это превращение. В прекрасных неземных очах ее живут и мерцают страх, тоска, любовь и упрек царевичу за отказ от лебединого единовластия, за покорность его воле... В картине органически слиты воедино тонкая лирика, волнующая загадочность, сказочная фантастика и подлинная реальность.

Спасибо всем, кто посмотрел нашу выставку, приобщился к художественному творчеству.


Добавить комментарий